УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛИЛА ИСТИНА
Сформулированный Subaru World Rally Team в преддверии минувшего сезона тезис "Бернс - чемпион", уже после первых этапов представлявшийся не более чем праздной декларацией, вскоре и вовсе стерся из памяти. И пребывал в забвении до тех пор, пока не были сведены дебет-кредит Rally Australia, сиречь предпоследнего раунда чемпионата. Вот тогда-то и выяснилось, предполагаю, кажется, к удивлению самих японцев, что со своим новогодним заявлением они не особо и погорячились. И хотя перед последним актом раллийной пьесы Ричард занимал лишь третье место, однако его ничтожное отставание от бежавших впереди Пелетона Колина Макрэя и Томми Мякинена не омрачало англичанину настроения - начиная с Neste Rally, фортуна откровенно благоволила ему, все чаще отказывая в своей милости конкурентам. Помимо морального преимущества за ним были хорошо укрепленные тылы - грешно не воспользоваться такой ситуацией. И Ричард не взял грех на душу.
В качестве отправной точки жизнеописания Бернса примем 17 января 1971 года. Это будет справедливо, ведь именно тогда он осчастливил появлением на свет скромный английский городок Рэдинг, графство Беркшир и британское раллийное сообщество. Последнее, правда, об этом еще не догадывалось.
Детство Ричарда протекало беззаботно, пока в возрасте 8 лет он с позволенья родителя не оказался за рулем старенького семейного Triumph 2000. Хотя в силу малого роста дальше баранки взор любознательного чада не простирался, первая проба руля, судя по отсутствию сводок о жертвах (дело происходило в поле за домом), прошла благополучно. К пострадавшим, правда, можно отнести Алекса Бернса (выше названного родителя) - после того памятного пилотирования досуг стал для него понятием чисто абстрактным: на любую свободную его минуту (хорошо - час) накладывал лапу отрок, требуя повторения полевого автоэксперимента.
Триумфальные экзерсисы продолжались три года и в 1982-м привели Ричарда в автоклуб для публики, не достигшей 17 лет. В 1984-м он принимает первое боевое крещение, а по окончании сезона признается пилотом года по указанному возрастному департаменту.
Когда будущему чемпиону стукнуло 14, он поступил в спортшколу. Она, однако, не могла удовлетворить все возрастающие амбиции юноши, и годом позже Алекс, узрев неподдельную тягу сына к четырем колесам, определяет того в раллийную школу Яна Черчилля в Уэльсе. Двухчасовая конфиденциальная беседа с инструктором-штурманом открыла ему глаза на смысл жизни, который определялся двумя постулатами: во-первых, он остается здесь, и во-вторых, самое страстное его желание - стать пилотом на ралли. Кто ж знал, что тогда устами младенца глаголила истина?
Отдадим должное молодому человеку: если в те времена он и угадывал в себе искру божью, то не очень-то на нее рассчитывал. Помимо занятий в школе, так сказать, факультативно, он обследовал все закоулки местных автоклубов, работал механиком, не гнушался судейством, пробовал себя в качестве штурмана, словом, одолел все этапы пути в кресло пилота.
На втором году его пребывания под крылом Черчилля произошла встреча, определившая дальнейшую судьбу Ричарда. Дэвид Вильямс, пилот Nissan 240RS и Metro 6R4, по праву считался кумиром тамошней публики, и Бернс, стремясь быть поближе к Вильямсу, частенько доставал его предложением своих услуг. Как-то, разговорившись по душам, Дэвид поинтересовался, не может ли он как-то "отплатить" юному корешу. Тогда и родилась идея участия Бернса в британском чемпионате Peugeot, подкрепленная покупкой автомобиля.
К тому времени кое-какой опыт у Ричарда уже имелся - в 1988-м на Talbot Sunbeam состоялся его раллийный дебют. Та машина, как и сменившие друг друга в течение года три Ford и Toyota Corolla, была "взята напрокат", так что после выступлений приходилось отрабатывать аренду. И вот появилась своя машина Peugeot 205. Два сезона (1990, 1991) Ричард провел в Peugeot GTi Cup и оба выиграл. Попутно в 1990-м он впервые отметился в чемпионате мира - премьера состоялась, естественно, на RAC Rally. В том же году происходит знакомство Бернса с Робертом Рэйдом. "Мы тогда были соперниками, ездили за конкурирующие команды, поэтому особо не сходились, - рассказывает Рэйд. - Однако, выяснив полное совпадение наших целей на раллийном поприще, решили объединиться, и с 1991-го началась наша совместная работа".
Как ни приятны были первые победы, останавливаться на достигнутом Вильямс не желал. По окончании сезона он приобретает своему дорогому протеже Subaru группы N и озадачивается поисками спонсоров под участие Ричарда в чемпионате Британии. Его хлопоты не оказались пустыми - в 1992-м Бернс-Рэйд прибирают национальный титул в стандарте, а годом позже на Subaru группы A выигрывают и открытый чемпионат страны, правда, все в том же департаменте N.
Казалось, Ричард созрел для паломничества в WRC. Тем не менее сезон-94 он откатывает в Азиатско-Тихоокеанском чемпионате (АРС), занимая в нем 3-е место. "Участие в АРС придает уверенность в собственных возможностях, способствует профессиональному росту. При этом и общественность особо не докучает".
Ну, что не дозволено публике, не запрещено скаутам, и в 1995-м Бернс оказывается в Subaru, хотя корректнее было бы сказать - на Prodrive. До подиума в том году он доезжал лишь однажды - понятно, произошло это на RAC Rally, - а завершил его на 9-м месте. Для новичка, казалось бы, совсем не дурственно, но дальше путь Ричарда пролегает уже в Mitsubishi, чему Prodrive особо и не препятствовал.
Под сиянием трех бриллиантов Бернс провел 3 года. Здесь он впервые (New Zealand Rally-96) вкусил победного пирога и остался им весьма удовлетворен. Свой дебютный сезон в Ralliart, как и первый продрайвовский, Ричард отмечает 9-м местом и вице-чемпионством в APC. К моменту расставания (1998) англичанин поднялся еще на три пункта. Причину своего исхода из Mitsubishi Бернс особо не афиширует, так что о ней можно лишь догадываться - в период его пребывания в Ralliart бал там правил Томми Мякинен, и именно на финне, абсолютно оправданно, было сконцентрировано внимание, а этого Бернс простить уже не мог. Так начинается история его второго пришествия в Subaru World Rally Team.
Нужно отметить: прием блудного сына в лоно Prodrive был отнюдь не демонстрацией последним альтруизма - в лице Бернса японо-английский альянс заполучал уже искушенного раллийного бойца. Дополнительным доводом в пользу Бернса служило, вероятно, и то, что с сезоном-98 в Subaru завершалась 8-летняя эпоха Колина МакРэя, и освобождавшуюся нишу Prodrive хотел бы заполнить британцем.
Талия, которую Ричард поймал еще в Mitsubishi, не покидала его и во второй субаровский период. Но победы, ходившие за ним косяком на этапах, на финише сезона отходили к финнам - Томми Мякинену (1999) или Маркусу Гронхольму (2000). И первая половина минувшего чемпионата большого оптимизма в отношении видов Бернса на титул не вселяла: после 8 раундов на лицевом счету англичанина было не густо - 15 очков, и стабильно собиравший в житницы Мякинен казался недосягаем.
Ситуация резко переменилась с запуском обратного отсчета в чемпионате: выданная Колином МакРэем серия из трех побед (Аргентина-Греция) уравняла активы шотландца и финна, между ними завязалась упорная борьба, победителем из которой и вышел Бернс. Как это часто бывает в противостоянии двух сторон, ошибки одной не шли на пользу другой - она допускала те же самые оплошности. А Ричард, памятуя, что везде успевает тот, кто никуда не торопится, потихоньку сколачивал свой победный капиталец - не припомню еще такого сезона, когда титул доставался пилоту, выигравшему всего одну гонку. Впрочем, это лирика, ни в коей мере не умаляющая заслуг нынешнего триумфатора. Во всяком случае, теперь у него нет повода жаловаться на недооценку своих достоинств.
А по этой части Ричард весьма чувствителен. "Я очень обижен на Колина, - ябедничал он на финише в Уэльсе. - Почему он не позвонил и не сказал, что я - молодец?"
Как любой обладатель повышенных амбиций, Бернс склонен к эпатажу. Он один из очень немногих раллистов, в отличие от пилотов Formula 1 привязанных к малой родине, променял туман Альбиона на жару Андорры. С дороги Ричард запросто может позвонить по мобильному друзьям, чтобы обсудить с ними его положение в гонке, равно как и детали совместного отдыха. При этом добавляет, что никогда не занимается подобным на допе.
Довольно самоуверенным воспринимается и заявление о том, что теперь его уже не беспокоит, разобьет он в гонке автомобиль или нет. И не потому, что за аналогичную акцию удержат с Ориоля или Сайнса, - разложенные машины в очках, известно, финишируют редко.
То, что он человек не бедный, Бернс не скрывает. Однако "классные пилоты гоняются не оттого, что им за это платят. Они достигают вершин не в стремлении больше заработать, а потому что им это нравится, это стало их страстью, но никак не средством обеспечения материальных потребностей". Деньги, даже очень большие - не самоцель, и их обязательно надо тратить, получая от этого удовольствие.
Возможность ни в чем себе не отказывать сейчас у Ричарда имеется. Его личный автопарк укомплектован пятью автомобилями и двумя мотоциклами. Первые, похоже, для коллекции, последние - pro anima: его досуг заполняют горный мотоцикл, мотогонки, скоростной спуск на лыжах и музыка.
Возвращаясь к похвалам, скажу, что упущение Колина МакРэя восполнили британский журнал Autosport, назвав Бернса лучшим раллийным пилотом года, и итальянский Autosprint, пожаловав ему Золотой шлем с той же формулировкой. Для этого первому чемпиону английских кровей пришлось проехать 63 этапа WRC и одержать на них 9 побед. Данные на сегодняшний день не окончательные.