АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ВУЗ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СПОНСОРОМ ГОСУДАРСТВА
- В начале года принято задавать ставший уже традиционным вопрос - о планах на будущее.
- Прежде всего это комплекс мероприятий по подготовке научных и образовательных учреждений к 300-летию города. Подготовлен проект соглашения с Министерством образования о совместной работе в этом направлении. Речь идет не только о фасадах зданий и материальном обеспечении, но и об инновационных программах и проектах администрации Санкт-Петербурга и министерства. Научные исследования должны быть направлены на решение таких городских вопросов, как транспортная логистика, проблема энергосбережения. Вузы будут участвовать в этих исследованиях на конкурсной основе.
Еще сегодня очень важно также отработать механизм софинансирования федерально-региональных целевых научных программ, таких как "Русский язык" и "Интеграция фундаментальной науки и образования". Без отработки этого механизма научные организации города недополучают около 100 - 120 миллионов рублей в год на научные исследования (при том, что город в таком случае должен был бы выделить всего 30 миллионов).
Наконец, вместе с ректорским корпусом необходимо определить, каким будет раздел о науке и высшей школе в Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Это очень серьезный вопрос: как мы планируем развивать сферу образования в Санкт-Петербурге в ближайшие пять лет? Нужно выбрать ориентиры, динамику развития, определить структуру профессионального образования. Скажем, необходимо ли формировать университетские комплексы.
- Зато к остальным предложениям по реформе образования мнение уже выработано: отношение большинства ректоров весьма скептическое.
- Безусловно, реформу проводить надо: мы живем уже в другой стране, с другой экономикой, и нужно отвечать налогоплательщикам, почему за их счет мы готовим специалистов для частных фирм. Вузы сегодня оказались вне экономики. Они спонсируют подготовку бюджетных студентов из средств, которые зарабатывают. Ведь не может же коллектив вуза быть спонсором государства! А государственные именные финансовые обязательства, которые предлагаются в качестве альтернативы, тоже достаточно спорный вариант. Проблема в том, что бюджетные места сегодня стали товаром. Ими торгуют. А нужно, чтобы для вуза не было никакой разницы - "платный" студент или нет, а студент в любом случае должен чувствовать ответственность за свою учебу. Значит, нужны или образовательные кредиты, или возвратные государственные субсидии, которые молодой специалист либо возвращает, либо отрабатывает. Кстати, эта идея хорошо сочетается с идеей государственного заказа.
Разумеется, должно меняться содержание образования, необходимо учитывать условия, которые диктует рынок труда. Ведь это же ненормально, когда экономисты из непрофильных вузов идут прямо на биржу труда. Поэтому правильно, что будет вводиться конкурс на госзаказ: вуз должен доказать, что он может вести подготовку по той или иной непрофильной специальности. Следует отметить, что в самой идее и в предполагаемом механизме реализации конкурсного распределения госзаказа много спорных вопросов. Например, существенное различие заложено в двух на первый взгляд, казалось бы, одинаковых формулировках: "...в конкурсе на получение госзаказа могут принимать участие аккредитованные высшие учебные заведения" или "...в конкурсе на получение госзаказа могут принимать участие государственные аккредитованные высшие учебные заведения".
- В прошлом году пять регионов приняли участие в эксперименте с единым государственным экзаменом. Нет ли желания у петербургской системы образования поучаствовать в одном из этапов эксперимента?
- Санкт-Петербург - это не просто большой город. Это большая система. И маневрировать таким огромным кораблем довольно опасно. И регион не может участвовать в эксперименте лишь частью вузов. Поэтому разумнее будет не торопиться.
- В последние год-полтора системы среднего и высшего образования в Санкт-Петербурге, кажется, сблизились. Вместо упреков в адрес друг друга налаживается диалог двух систем.
- Безусловно, взаимодействие должно быть, и должно быть очень конкретным. Школы и вузы объединяет Межвузовское подготовительное отделение, есть общая федеральная программа "Информатизация образования", дающая огромные возможности для сотрудничества.
- В нашем городе открываются филиалы столичных вузов, однако петербургская высшая школа без восторга относится к экспансии Москвы.
- Мы не должны закрывать въезд в Петербург, но обязаны регулировать рынок образовательных услуг. Если вуз из другого города готовит специалистов, которых не выпускают в Петербурге, почему нельзя открыть у нас филиал? Правда, примеров таких нет - питерские вузы способны подготовить любого специалиста.
И все-таки я не могу сказать, что у нас должны работать только наши вузы. Вопрос поддержки образовательных услуг необходимо рассматривать с точки зрения потенциальных инвестиций. Задача города и вузов - создать условия, при которых инвестиции будут выгодны.