МАСТЕРСКАЯ НОВАЦИЙ
Кто бы что ни говорил, а жизнь наша в последние годы стала гораздо разнообразнее, чем прежде. Иногда так просто в глазах рябит, словно без остановки кто-то калейдоскоп перед тобой вертит. Сделать верный выбор при таком раскладе - дело вроде бы не простое. И все же люди, как правило, безошибочно отличают истинное от подделки.
Восемь лет назад в нашем городе среди и без того многочисленных театральных фестивалей в канун Нового года появился еще один - "Рождественский парад". Тогда в предпраздничной суете мало кто даже из заядлых театралов обратил на него внимание. Но актеры и режиссеры потянулись к новому фестивалю сразу, потому что его организаторы предлагали участникам продемонстрировать уникальность и дерзновенность своих замыслов. Поначалу это были только питерские энтузиасты, но очень скоро на "Рождественский парад" стали съезжаться со всего Северо-Запада, а в нынешнем году - из других областей России. Теперь он стал уже межрегиональным, а в будущем - не равен час - обретет статус международного. Вслед за актерами и режиссерами его стала привечать и публика. Откуда же, спрашивается, такая популярность, при том, что здесь победителей не ждут ни баснословные премии, ни "раскрутки" по телевидению, ни зарубежные гастроли, ни какие-либо прочие материальные блага. Здесь им грозит прежде всего одна, но редкостная по нашим временам награда - возможность быть самими собой. А это, как известно, самая большая привилегия для человека, живущего в современной цивилизации, хотя в искусстве с нее-то все и начинается.
В "Рождественском параде-2001" приняли участие двадцать три театральных коллектива. Ни один из спектаклей не был похож на другой ни по каким параметрам. Лирический триллер соседствовал в афише с постановкой сценариев И. Бергмана, французская сказка - с пьесой польского парадоксалиста С. Мрожека, спектакль "Стихи", поставленный по произведениям русских классиков, шел рядом с философской клоунадой, хулиганская пьеса В. Сорокина соседствовала с "Последними" М. Горького. И все же не формальные изыски предопределили победителей, но искренность намерений и личностная глубина создателей этих экспериментальных опусов.
Гран-при получила работа молодежного театра "Предел" (г. Скопин), который показал "Диаволов водевиль" по мотивам романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", поставленный В. Делем.
В число лучших постановок "Парада" вошли также спектакль московского театра "Переулок" "Игра о Панурге и Пантагрюэле" (фантазии на темы третьей книги Франсуа Рабле), поставленный В. Красовским; спектакль Петербургского театрального товарищества "Комик-трест" "Белая история", поставленный В. Фиссоном; спектакль драматического театра "Оркестр", поставленный Л. Эренбургом по мотивам одноименной пьесы Ж. Ануя (Санкт-Петербург); спектакль "Черствые именины", поставленный Н. Пивоваровой (Санкт-Петербург); спектакль "Стихи", поставленный А. Марковым в театре "Русские ночи" (Санкт-Петербург).
А теперь обратим внимание вот еще на какой факт: два из этих спектаклей - победителей фестиваля "Рождественский парад" - "Черствые именины" и "Белая история" - выдвинуты в число тех, кто весной 2002 года будет состязаться за обладание национальной театральной премией "Золотая маска" в номинации "Новация". И это уже не первый случай, когда именно "Рождественский парад" намечает рождение новых путей в жизни отечественных театров.