КАК СЕБЯ ВЕСТИ. ПО ЖИЗНИ
Грустно наблюдать за манерами поведения нашей деловой элиты, - вздыхает Иван АРЦИШЕВСКИЙ, начальник Управления государственного протокола городской администрации, представитель древнего дворянского рода.<br>Эпидемия незаметно подкралась к Петербургу. Эпидемия международных встреч, деловых контактов, светских приемов и фуршетов. Вслед за первым лицом государства, избравшим родной город для неформальных переговоров с коллегами, в Петербург потихоньку потянулись лица вторые, третьи и далее по списку. Город стали называть не только столицей второй, северной, культурной и прочей, но и столицей неформальных встреч. И в отличие от всех других именований, имеющих скорее психотерапевтическое значение, последнее определение нашей столичности отражает реальность последних двух лет.
Ко всякой эпидемии надо готовиться. Тем более к такой приятной, сулящей городу пристальное внимание мировой политической элиты, туристический бум и инвестиции. И вот тут возникает смутное беспокойство: а сдюжим ли? Не ударим ли, не посрамим, покажем ли товар лицом в калашном-то ряду? Не заспались ли на провинциальной печи под худым одеялом из прошлых, не наших заслуг? Сумеем ли приветить гостей, усадить в красный угол, обнести хлебом-солью, медом-пивом?
С этими вопросами - в Смольный. Там работает человек с самыми изысканными манерами в нынешнем петербургском истеблишменте. Это Иван Сергеевич Арцишевский, возглавляющий Управление государственного протокола. Но не должность определяет его безупречный вкус, нет, тут история куда более любопытная и поучительная. Впрочем, все по порядку, в непротокольном пересказе интервью Ивана Сергеевича. С вольными дополнениями, сохраняя лишь непременное употребление отчеств, которое наш респондент считает важным атрибутом русской традиции этикета. А если встретятся в тексте какие-нибудь оценочные определения негативного свойства, то это авторские привнесения - Ивану Сергеевичу их приписывать отнюдь нельзя, в силу общей его безупречности.
ЛИЦА ПРОТОКОЛЬНЫЕ
В советские времена международные манеры, как ни странно, знали хорошо, протокол соблюдали досконально. МИД исправно хранил традиции, МГИМО обучал. Только мало их было - людей, допущенных до такого рода контактов, - страшно далеки они были от народа, закрыты, неизвестны, не обсуждаемы. Но тонкости знали, флаг великой коммунистической империи несли высоко. По крайней мере, на протокольном уровне. Внутри страны на более-менее высоких этажах власти внешние приличия тоже соблюдались - как-никак жесткая иерархия, тоталитаризм.
Нестроения начались в перестройку, когда все увлеклись выборами. В Ленсовет, к примеру, пришли новые люди из институтских курилок, с митинговых трибун. С ними были проблемы: на важные приемы приходили в свитерах и кроссовках, протоколу отнюдь не соответствующих. Молодо-зелено.
Но в чиновничьем корпусе, несмотря на некоторое обновление, с деловым и дипломатическим этикетом все было в порядке. Сохранялись старые сотрудники, сохранялись традиции, неопытных быстро поправляли. Да и везло Ленинграду - Петербургу на новых руководителей: общеизвестны блестящие манеры Анатолия Александровича Собчака. А Владимир Владимирович Путин в бытность свою руководителем внешних связей городской администрации лично управлял протоколом, во все досконально вникая. Так что с советских времен на дипломатических встречах ничего внешне не изменилось, разве что цвет флага с нашей стороны. Международный стандарт сохраняется нерушимо.
Потому зарубежные церемониймейстеры, непременно сопровождающие своих президентов и премьеров, по приезде к нам бывают приятно удивлены. Думают, следуя мнением за СМИ, что едут в дикую страну, планируют поучить этих русских изяществу высокого поведения - чувствуется в них поначалу некий снобизм. А тут их встречает такой высокий стиль, да еще с легкой приправой фирменной русской душевности (в рамках протокола!), что люди проникаются к нам уважением и прочими светлыми чувствами. Так, по крайней мере, рассказывает Иван Сергеевич, иллюстрируя свою мысль памятным примером с приездом в Петербург Тони Блэра. Дама, отвечающая за протокол с английской стороны, была тронута приемом настолько, что напоследок призналась в первоначальной предвзятости и сказала много хорошего - много больше, чем протокол полагает необходимым.
И потому Иван Сергеевич считает работу своей службы работой отчасти идеологической. Образ страны ею формируется.
НЕ ЗАКОНОМ, НО БЛАГОДАТЬЮ
И вот пришла пора путинской дипломатии. Петербург стал столицей неформальных встреч. Смольнинское Управление протокола вкупе с кремлевскими и мидовскими службами стало обеспечивать здесь встречи на высшем уровне. Десятки людей заняты тем, чтобы все прошло красиво, удобно для лидеров и без заминок. "Расскажите о казусах, Иван Сергеевич, расскажите смешную историю", - пытают его журналисты не нашей газеты. Но нет казусов, есть механизм, в котором не бывает сбоев. Даже когда случилось ужасное, и во время визита Блэра в Петродворце под английским послом стал разваливаться исторический стул, то заменить его успели так быстро, что даже телекамеры не успели среагировать.
Москвичи более опытны в протокольных делах, петербуржцы более интеллигентны. Изощренной церемониальной технике у нас в городе могут противопоставить изящные нестандартные ходы. Оттого так удачно проходят у нас встречи без галстуков, - считает Иван Сергеевич. Ходят руководители стран по пригородным паркам, шуршат листвой или подставляют лица сырому ветру с залива, любуются красотами и, проникаясь взаимной симпатией, решают мировые судьбы. И вся эта романтика просчитывается заранее протокольными службами. "Здесь встречи не то чтобы менее формальны - скорее, более человечны".
А вот ниже - на уровень делового этикета - петербургская интеллигентность, о которой говорит Иван Сергеевич, почему-то не распространяется. Да и в Москве с этим беда, с той разницей, что там раньше началось внешнеэкономическое бурление и там лучше успели адаптироваться. "Появилось огромное количество людей, имеющих возможность международных контактов. И наши бизнес-круги оказались к этому не готовы. Очень грустно на это смотреть - не умеют себя вести, - рассказывает Иван Сергеевич. - Случалось, что на важных встречах вице-президенты крупнейших российских компаний, компаний-монополистов позволяли себе жевать жвачку. Не умеют подойти, представиться, подать руку. На Западе даже вышли книги по особенностям поведения российских бизнес-кругов".
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ СЛЕДУЕТ ПРАВИЛАМ. ВДВОЙНЕ БЛАГОРОДНЫЙ - СЛЕДУЕТ ПУТИ
Сейчас ситуация медленно, но меняется к лучшему. Люди постепенно учатся, понимают, что фуршеты - это не то место, где можно как следует набить желудок, водка - это не способ для демонстрации национальных особенностей гостеприимства и установления доверительных отношений. В конце концов бизнесмены усвоят правила поведения, благо что книг на эту тему много, курсы тоже есть; протоколу и этикету учат, и неплохо учат, будущих чиновников в Академии госслужбы, специальные семинары проводятся даже для муниципалов.
Это прекрасно, но это не главное. Как говорит Иван Сергеевич, когда человек ведет себя искусственно, то это всегда заметно, это выглядит смешно. Настоящая красота поведения достигается через внутреннюю культуру: "Протокол всегда исходит из здравого смысла и добросердечного отношения. Ничего лишнего придумывать не надо - когда человек должен помнить огромное количество правил, он замыкается на этих правилах. Для того чтобы уметь себя вести, надо просто иметь это в душе, пропускать через нее свои слова и поступки. И в этом смысле Ленинград - Петербург никогда не был провинциальным городом. Образец такого поведения, человек, который всегда останется для меня духовным учителем, - это Дмитрий Сергеевич Лихачев".
И еще: "Нет, дело тут не в воспроизводстве элиты. Новая российская элита должна рождаться заново, из самых низов. Вот посмотрите на нашего президента - его родители были самыми обыкновенными советскими людьми. И в то же время в нем это есть, в нем чувствуется внутренний фундамент. Противоположный пример - кинорежиссер Михалков, выходец из высших слоев общества. При всем уважении к нему как к художнику, его манера поведения далека от образцовой. Барство никогда не отличало интеллигентного человека.
Главное умение - это умение общаться одинаково с дворником и президентом. Уважение к собеседнику, уважение к другому человеку - основа любого этикета или протокола. У нас этого, к сожалению, нет, у нас привыкли строить общение, исходя из должности, положения собеседника. Именно в этом проявляется сейчас наследие советской эпохи".
ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ
В манерах самого Ивана Сергеевича наследие советской эпохи никак не проявляется. Они завораживают, кажутся осколком прежней, утраченной цивилизации.
И в самом деле, родился наш герой ровно посередине прошлого века в Китае в семье эмигрантов. Да не в простой семье, а в древнем дворянском роду, связанном своей историей с несколькими европейскими государствами и начало свое ведущим согласно легенде от римского гладиатора, получившего свободу. "Древнее дворянство" - не просто эпитет, а официальное именование шестой части русской дворянской книги, куда вписаны Арцишевские. Тринадцатый прадед Ивана Сергеевича командовал голландским флотом. В 1735 году Иван Юрьевич Арцишевский приехал в Россию. А в 1967 году Сергей Антонович Арцишевский вернулся в СССР из эмиграции. Привез своего семнадцатилетнего сына, с которым мы и беседуем сейчас о хороших манерах.
"Страшно было. Очень уж не похож был Челябинск на Сан-Паулу, куда наша семья перебралась из Китая, когда мне было три года. Уровень жизни был просто несопоставим - в Бразилии отец занимал высокую должность в крупнейшей авиакомпании. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то жалел о происшедшем. Семья всегда стремилась вернуться в Россию и вернулась, как только представилась такая возможность".
Иван Сергеевич был в числе организаторов первого после революции крестного хода на Невском проспекте. Иван Сергеевич был одним из авторов церемонии захоронения Николая II и его семьи. Иван Сергеевич так и описывает главное в своей жизни: мальчик из Сан-Паулу, которому довелось хоронить последнего русского императора.
К своему дворянскому происхождению относится серьезно, но без иллюзий: "Когда я слышу на светских обедах что-нибудь вроде "князь, передайте салат", то это ничего, кроме смеха, не вызывает".
Основой личности, основой общества считает то, что называют немодным словом "идеология", - веру, патриотизм, моральные ценности. Слова эти сейчас приобрели совсем иные, нежели прежде, оттенки смысла, и совсем иначе звучит сейчас сочетание "жить красиво".
Досье
АРЦИШЕВСКИЙ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
Родился 17 июня 1950 года в семье эмигрантов в Дальнем (Далянь) КНР. Обучался в колледже "Англо-Латино" в Сан-Пауло (Бразилия). Окончил Латвийский государственный университет имени П. Стучки по специальности "математика". Работал в Ленинградском отделении Госкоминтуриста руководителем группы информации, руководителем группы дополнительных услуг. В 1991 году вошел в число основателей конгресса соотечественников, был генеральным директором Ленинградского отделения. С 1998 года начальник Управления государственного протокола.
СОВЕТЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВСТРЕЧ
Самая распространенная ошибка наших бизнесменов - неуместное предложение выпить что-нибудь крепкое.
Очень странно для иностранцев выглядят предложения поехать домой или, тем более, в баню. Такие приглашения возможны только между друзьями как следствие длительного знакомства.
Часто на деловых переговорах у нас ставятся государственные флаги, которые являются атрибутом исключительно дипломатических контактов и в сфере бизнеса выглядят нелепо.
Целование рук постепенно уходит в прошлое. Сейчас исходят обычно из того, что женщина сама должна показать, какого отношения к себе она ожидает.
Очень осторожным следует быть с национальными особенностями гостеприимства. Хлеб-соль, медведи, цыгане - все это атрибуты купеческой культуры, не свойственные русской аристократии. Уместны в некоторых случаях и в небольших дозах национальная музыка, одежда.