НУЖНЫ ЛИ НАМ СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ?

С введением повременки ПТС безнадежно опоздала<br>В Петербурге опять пошли разговоры о повременке, то есть введении системы повременного учета местных соединений абонентов "Петербургской телефонной сети" (ПТС) и, соответственно, о переходе на новую систему оплаты, которая предусматривает дополнительную оплату за каждую перерасходованную минуту сверх лимита бесплатного времени, гарантированного абонентской платой. Границы лимита (ежедневного или ежемесячного) определит монополист - то есть ПТС.

Ничего нового в этих предложениях нет. Эти разговоры, если мне не изменяет память, ведутся уже более пяти лет. В 1997 - 1998 гг. в качестве эксперта ЗС мне пришлось давать заключение на проект ПТС о повременке. Вместе со мной выступали и другие специалисты, в том числе психологи, экономисты и представители Общества потребителей. Тогда определение экспертов было однозначным: введение повременки в Петербурге нецелесообразно. Причины: отсутствие экономического обоснования, в котором были бы четко прописаны выгоды и потери для продавцов (ПТС) и потребителей (абонентов) от введения этой системы; отсутствие гарантий со стороны ПТС в отношении несанкционированных подключений (это когда тебе приносят огромный счет за международные или междугородние переговоры, которых ты не вел); неясность с тем, как абоненты будут считать время переговоров; проблемы, возникающие для слоев населения, входящих в группу риска, - людей пожилых, малоимущих, инвалидов, больных, детей наконец. Изменилось ли что-нибудь с того времени? Похоже, что нет. К проблемам, существовавшим тогда, добавились новые. К группам риска и, соответственно, к группам, которые понесут наибольшие потери от повременки, будут недовольны, и их протест может носить отнюдь не пассивный характер, добавились новые - это активные слои населения, пользователи интернета. Ощущение такое, что для ПТС время застыло: они закупили оборудование (стоимость которого, кстати, весьма велика) и, извините, с упорством маньяков пугают население повременкой, полагая, что оно, это население, никуда от них не денется и деньги ПТС свои получит. ЖДИТЕ ОТВЕТА... Вот в этом-то, то есть в экономическом эффекте, выгоде от повременки, позвольте усомниться. Будет ли лучше работать наш телефон? Получим ли мы гарантии? Исходя из собственного опыта, полагаю, что нет. В прошлом году у меня, например, по непонятной причине постоянно пропадала связь на 2 - 3 часа, во время разговоров подсоединялись "чужие" абоненты временами, снимая трубку, я слышала чужие разговоры, при этом никак не могла отсоединиться. На мои претензии по поводу того, что телефон периодически отключается, мне в службе ремонта категорически предложили звонить им во время отключения. Интересно, откуда я позвоню, если соседи на работе, а телефона-автомата рядом днем с огнем не сыщешь? Ладно, я воспользовалась мобильным телефоном. Звоню, в ответ: "Вы на очереди, ждите, когда вас обслужат". А время идет. Отключилась, позвонила снова, опять "ждите ответа". И кстати, это модель того, как будет у нас с повременкой. Как абоненты (особенно пожилые люди) будут общаться со справочными службами, в частности с "09", где часто приходится ждать ответа не одну минуту? А вызов "скорой помощи", "неотложки", аварийной службы, наконец, консультации врача как будут учитываться? ДЕНЬГИ ВПЕРЕД! Возвращаюсь к качеству работы ПТС. Именно нынешнее ухудшающееся состояние связи никак не может дать гарантии того, что с введением повременки оно улучшится. Это заколдованный круг. ПТС резонно считает, что на обновление систем связи нужны деньги. Деньги заплатите - будет вам хорошо. Но наш опыт общения с коммунальными службами показывает, что эта связь не очевидна, как часто бывает у нас в России. Например, квартплата растет, а в домах все становится только хуже. Судя по опросам, население резонно полагает, что сначала ПТС должна улучшить свои системы, дать гарантии прежде всего от несанкционированных подключений, доказать, что их предложение - телефонная связь - хорошего качества, за нее стоит платить больше. На работу по улучшению связи можно взять кредиты, которые потом окупятся. ПТС со своей стороны хочет получить деньги вперед. Вопрос заключается в том, получит ли это ведомство желаемый эффект? Сомнительно, что эффект будет. Кто будет платить? От каких групп населения поступят деньги? Каковы социальные последствия введения повременки? Для людей, входящих в зону риска (пожилых, малоимущих и т. п.), эффект негативен. Дополнительных денег от них поступать будет мало - прежде всего потому, что их у них нет. Но эти люди - одни из самых активных пользователей домашних телефонов. Они малоподвижны, особенно зимой, и телефон, судя по опросам, чуть ли не единственный способ их общения с миром, то есть с друзьями и родственниками. А летом многие из них на дачах. Поэтому денег от них ПТС летом не получит тем более. В то же время психологические стрессы неизбежны. Постоянное нахождение под "дамокловым мечом" перерасхода времени (и денег) расстраивает нервную систему. Как известно, ожидание неприятности порой хуже действует на человека, чем сама неприятность. Да и как в ПТС представляют себе подсчет времени абонентом? Что, он поставит перед собой часы? Или ПТС вмонтирует в телефонный аппарат счетчик времени типа метронома? Причем, насколько я понимаю, этот счетчик времени должен иметь лицензию, и к тому же для абонента он не будет бесплатным. И можно ли будет каждому абоненту ПТС по бесплатному телефону ежедневно узнавать расход телефонного времени? Будут ли в лимит времени входить как исходящие, так и входящие звонки? Так от кого же пойдут деньги? Платежеспособное население, активное население дополнительно платить тоже вряд ли будет. Многие более активно начнут использовать для личных переговоров телефонные линии на работе. И до тех пор пока работодатели не примут меры (да и примут ли?), дозвониться во многие конторы будет сложно. Это явный минус для деловой жизни города. Кроме того, многие из этого слоя населения уже давно имеют мобильные телефоны, которые 5 лет назад были в нашем городе распространены мало. Сейчас конкуренция на рынке мобильной связи усиливается, поэтому их услуги будут, скорее всего, дешеветь при хорошем качестве связи, несравнимом с ПТС. Имея мобильный телефон, позвонить в любую точку света значительно легче и быстрее, не говоря уже о соединениях в пределах Петербурга. Кстати, в нашем городе уже более 1 миллиона жителей имеют мобильники, а в некоторых семьях мобильные телефоны имеют все члены семьи. КТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ? Остаются лишь пользователи интернета, да и то лишь те, кто выходит в Мировую сеть, пользуясь телефонными линиями. Это, как правило, пользователи домашних компьютеров, выходящие в интернет через провайдеров, покупающие интернет-карты на определенное количество времени либо имеющие кредит. (Их, кстати, немало, однако значительная часть "интернетчиков" используют для своих целей компьютеры на работе.) Вот эта группа пользователей ПТС может понести ощутимые потери (особенно те, кто пользуется интернетом не более 2 - 3 часов в месяц для просмотра электронной почты). Но не надо забывать, что эти люди неглупы, среди них немало хакеров. И они рано или поздно найдут выход из положения, может быть, не совсем законный, но эффективный, позволяющий им при минимальных затратах получать то, что им нужно. К тому же уже сейчас появился так называемый "быстрый интернет", позволяющий выходить в "паутину" без пользования телефоном. Подключение к "быстрому интернету" стоит пока недешево, но уверена, что с введением повременки круг пользователей "быстрого интернета" расширится. Многие пойдут на покупку этой услуги, потому что лучше раз заплатить и быть независимым. Да и различные провайдеры, продавцы интернета, которых в городе становится все больше, - конкуренция между ними, стало быть, увеличивается, - придумают что-нибудь, чтобы не упустить клиентов. Что же останется в сухом остатке? Богатые, хитрые, молодые и активные выход найдут. Старые, больные, бедные вынуждены будут платить больше и получать стрессы? Кто от всего этого выиграет? Не лучше ли просто несколько увеличить абонентскую плату, улучшить обслуживание, увеличив при этом круг предлагаемых услуг, включая мобильные системы, интернет и т. п.? А аппаратура по подсчету времени телефонных разговоров пусть останется памятником невведенной повременке. Но если все же без повременки с точки зрения ПТС не обойтись, будет естественным требование абонентов: сделайте точное экономическое обоснование всего того, что собираетесь делать. Кому, когда, сколько, за что платить? Поговорите с народом! Может, он вас поймет?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.