ВЛАДИМИР ЖОЛОБОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ: С БОЛЬНОГО НЕ ЗА ЧТО БРАТЬ ДЕНЬГИ

- Правление Территориального фонда обязательного медицинского страхования сообщило, что в этом году будут изменены тарифы на медицинские услуги в системе ОМС и объемы финансирования увеличатся на 18 процентов. Что это значит?<br>- Если в прошлом году объемы финансирования составляли 260 млн рублей в месяц, то в этом уже 362 млн. Средняя стоимость койко-дня теперь равна 345 рублям (при том, что Минздрав рекомендовал 268 рублей, а по стране в прошлом году стоимость койко-дня составляла от 80 до 200 рублей). Для пациентов это значит, что в стационарах будут лучше кормить и не будут просить покупать необходимые лекарства.

По новым правилам в первые сутки пребывания больного в стационаре стоимость его лечения может достигать 1 тыс. рублей, то есть затраты, которые несет больница, сразу же компенсируются фондом, освобождая больного от дополнительных расходов. - Во всех больницах стоимость лечения одной и той же болезни будет одинаковой? - Вообще-то это было абсурдно, когда разница в стоимости, например, хирургического лечения аппендицита в разных больницах отличалась иногда на 250 процентов. Ведь технология лечения у всех одна. Сейчас во всех медицинских учреждениях стоимость одной и той же медицинской услуги одинакова. Более того, еще в прошлом году стоимость койко-дня в больнице на разных отделениях, например нейрохирургии и терапии, была одинаковой, теперь в зависимости от профиля устанавливается разная стоимость. То есть к средней базовой (345 рублей) мы применяем коэффициент, установленный Минздравом по каждому профилю заболевания, умножаем на количество дней, необходимых для лечения в стационаре, и получаем сумму выплаты больнице за конкретного больного. - Однако специалисты утверждают, что и эта система несовершенна, потому что не учитывает специфики лечения некоторых болезней. Например, на отделении эндовидеохирургии, где больной находится всего 3 - 5 дней, или когда, наоборот, человек находится в стационаре едва ли не два месяца... - Новая система, конечно, имеет свои недостатки. По ходу работы мы будем их устранять. Но то, что новые тарифы прогрессивнее предыдущих, - это бесспорно. Прежде чем их вводить, мы провели осенью эксперимент в нескольких больницах, и они пролечили на четверть больше обычных больных, а значит, получили больше средств из фонда ОМС. Есть много заболеваний, которые требуют длительного лечения, и больница получит за них ровно такую сумму, которую затратит на лечение, а возможно, и меньшую. Но есть и такие болезни, при лечении которых пациенты находятся в стационаре не так долго, как предусмотрено нормативами. Таким образом, разница компенсируется. - Самая большая проблема для медиков - это низкая заработная плата. Увеличится ли она в связи с введением новой схемы финансирования? - Теперь увеличение зарплаты зависит от самих медиков. Если раньше устанавливался фиксированный фонд оплаты труда, финансирование проводилось по смете, то с этого года определенный процент от средств, заработанных в системе ОМС, руководство вправе направлять на зарплату или на доплаты к ней. То есть чем больше заработают, тем больше получат. Кроме того, установлен обязательный процент на медикаменты, питание больных. И еще - средства из фонда ОМС по новым правилам должны расходоваться только на больного. Приобретение и содержание парка машин, закупка мебели из этих денег категорически запрещена. - Допустим, петербуржец попал в больницу по "скорой", ему требуется операция. Врач, как у нас теперь принято, сообщает, какие лекарства или расходные материалы следует приобрести. Что должен делать больной? Утверждать, что по новой схеме финансирования за все заплатит фонд ОМС, или покорно отправлять родственников в аптеку? Большинство ведь не захочет ссориться с врачом, от которого нередко зависит жизнь... - Если необходимое лекарство входит в стандарт оказания медицинской помощи, то требование приобрести его является должностным преступлением. Особенно если при этом врач достает из тумбочки лекарство и говорит: "Как раз случайно оно у меня есть". Пациент должен обратиться к заведующему отделением, выяснить, действительно ли он должен покупать это лекарство. К сожалению, есть ситуации, когда требуются эксклюзивные препараты, возможно, очень дорогие антибиотики нового поколения или системы, протезы, которые больница не закупает по разным причинам. Завотделением или любой руководитель должен объяснить больному, почему его просят купить тот или иной препарат, и сообщить, что в соответствии с новым Налоговым кодексом больной имеет право в конце года вернуть затраченные на покупку лекарства деньги. Он же должен разъяснить, какие документы для возврата средств через налоговую инспекцию должен иметь пациент (рецепт, кассовый и товарный чек...). Ну а если требуют бинты или капельницы, то есть то, что обязана закупать любая больница, надо обращаться в свою страховую компанию - во всех страховых полисах есть номер телефона, который работает круглосуточно. Страховая компания обязана разобраться со всеми нарушениями. Однако повторяю, что сегодня в больнице с больного брать деньги просто не за что. Новая система финансирования предусматривает 100-процентное обеспечение медицинской помощи в стационаре. К сожалению, начинается нередко все с пациента, который спрашивает: "Доктор, а что надо купить?" За последние годы этот вопрос стал традиционным. И пока его будут задавать, обязательно будет и ответ.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.