ТВОРИТЬ И ЛЕЧИТЬСЯ МОЖНО ОДНОВРЕМЕННО
- В поликлинику не прихожу - прибегаю, когда срочно надо выезжать на гастроли, а голоса нет. Люди, которые сидят в очереди, пропускают безропотно - понимают, что времени у меня и мне подобных всегда не хватает. А доктора в этой поликлинике знают внутренний мир творческих людей уже, пожалуй, лучше нас самих - Семен Альтов называет поликлинику № 40 спасательным кругом, к которому прибегаешь, когда игнорировать недомогание или болезнь уже невозможно - она мешает работать.
Впрочем, не только любимый нами сатирик приходит к врачам, когда страдает работа, а они вынуждены только руками разводить. Лечиться их пациентам некогда - скоро премьера, важное выступление или престижная командировка. Приходится делать все, чтобы дать возможность человеку искусства в рамках болезни существовать в том качестве, вне которого он не может прожить. К тем, кто лечится в 40-й поликлинике, такой особый подход, потому что здешних больных трудно, а иногда и невозможно уложить в постель. Даже если кончился запас прочности и нет сил выходить на сцену или сидеть за письменным столом. Чтобы "подхватить" заболевание вовремя, на ранней стадии, врачам приходится выезжать в театры "с облавами" в дни выдачи зарплаты: мерить давление, делать прививки, проводить профилактические осмотры.
Поликлиника для творческих работников в прошлом году отметила свое совершеннолетие. Еще в 1960-х годах известные всей стране Рубен Агамирзян, Владислав Стржельчик, Юрий Толубеев, Кирилл Лавров и Анта Журавлева задумали создать специализированную клинику для работников театров в культурной столице страны. 18 лет назад она приняла первых пациентов и до сих пор остается единственной в России. Председатель Союза театральных деятелей Николай Буров, обращаясь к своим врачам, говорит: "Все про нас, наши особенности и болячки, уже существующие и возможные в будущем, вы знаете. Нигде нас так не понимают, как здесь".
Наверное, закономерно, что именно в Петербурге появилось первое и единственное в стране учреждение здравоохранения, специализирующееся на оказании помощи работникам искусства из разных ведомств по профессиональному признаку. Ведь существуют же, в конце концов, медсанчасти, в которых лечатся сотрудники заводов, фабрик тоже со специфическими проблемами со здоровьем.
- Особенности наших больных в том, что лечиться не умеют - они в постоянном творческом поиске, работе. Балетные, например, после тридцати лет живут с постоянной болью - нагрузка, которую они несут, нефизиологична. Но их потребность в самореализации в творчестве настолько сильна, что они готовы мириться с болью, трудностями, лишь бы оставаться "в строю". Бывает, что многие из них утром лечатся, вечером - на сцене, и наоборот. Профессиональные заболевания у них тоже со своими особенностями, - рассказывает главврач поликлиники № 40 Людмила Скворцова.
Действительно, певцы, драматические актеры, дикторы лечат здесь перенапряжение голосовых связок, реставраторы, художники, дизайнеры - глаза, музыканты - патологию органов дыхания и рук, балетные - болезни опорно-двигательного аппарата, режиссеры, актеры, журналисты - нервы...
Большая часть медперсонала работает в этой поликлинике со дня ее основания. Здесь уже накоплен уникальный опыт в лечении работников практически всех творческих профессий, созданы и развиваются наиболее востребованные именно здесь области медицины: эндокринология, психотерапия, травматология, ортопедия, ЛОР-служба с фониатрической помощью, неврология, мануальная терапия... Все врачи обучались на курсах психотерапии, потому что, как считает Людмила Скворцова, лечить людей, у которых постоянные срывы на уровне всех систем - тела и эмоций - надо с особенным тактом и состоянием души.
Более 30 тысяч пациентов из 130 организаций у этой поликлиники. Постоянно обращаются с просьбой о "прикреплении" те, кому не посчастливилось лечиться здесь. Только за последний год с просьбой "взять к себе" обратились больше 2 тысяч работников культуры. Но, к сожалению, возможности этого медицинского учреждения небезграничны. "Бывали и лучшие времена", - часто говорят сотрудники. Надо бы закупить аппаратуру поновее, оборудовать некоторые кабинеты. Но, несмотря на трудности, здесь применяются самые передовые методики лечения, а сама поликлиника остается городским учреждением и финансируется из средств городского бюджета. Для города, который претендует на звание культурной столицы страны, это важно.