МПС: ЦЕНЫ - ЕВРОПЕЙСКИЕ, СЕРВИС - ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ

Очередное подорожание билетов на поездах дальнего следования на 30 процентов мало кого обрадовало. А сообщение о том, что в общей сложности МПС запланировало в течение этого года увеличить стоимость проезда на 60 процентов, для многих потенциальных пассажиров означает, что на поезде им придется ездить еще реже, чем прежде.

СТУДЕНТЫ, ЗАТЯНИТЕ ПОЯСА! В кассах предварительной продажи билетов на Московском вокзале давки не наблюдается - очереди по 4 - 5 человек, такие же, как, например, в октябре или ноябре. Сравнивать с декабрем число желающих отправиться в путешествие было бы нелогично - слишком много петербуржцев отправлялись на новогодние праздники в другие города. Да и туристов-школьников на новогодних каникулах в Петербурге было непривычно много. Сейчас едут в основном по необходимости - в командировку или по личным делам. Шумная компания у одной из касс - студенты. Как выяснилось, покупают заранее билеты домой, едут в разные города. На вопрос, ощутимо ли подорожание билетов для их студенческого бюджета, отвечают тоже по-разному. - Родителям деваться некуда: раз уж за учебу платят, за общежитие, придется и на дорогу деньги выкраивать. Ну не захотят же они, чтобы мы на каникулы здесь остались, - говорят уверенно двое молодых людей из Мурманска. Покупают плацкартные билеты - теперь это обходится в 467 рублей, но уверены, что обратно поедут в купе (после подорожания - 814 рублей), мол, родители купят... - А я, наверное, последний раз ездила домой в Красноярск на зимние каникулы. На обычный скорый поезд плацкарта теперь стоит 1235 рублей, а купе вообще больше двух тысяч. На фирменный скорый - еще дороже, в пассажирском относительно дешевые билеты, но ехать в нем - мученье одно, - даже не жалуется, а констатирует факт второкурсница Алина из студенческой компании. Ее подруге из Астрахани повезло - нашлось одно боковое место в плацкартном вагоне - 374 рубля. "Если бы его не оказалось, я бы не уехала. У меня нет 924 рублей на купе "повышенной комфортности". Знаете, что такое эта повышенная комфортность? Постельное белье и завтрак, который только студенты и могут есть. А обычных билетов в купе, без "комфортности", уже не осталось, они стоят чуть больше 650 рублей. Представляете, разница из-за паршивой еды и двух простыней, на которые даже ложиться противно (влажные, серые!), почти в три сотни!" КУДА ОНИ ДЕНУТСЯ - ПРИВЫКНУТ! Конечно, железнодорожники правы, утверждая, что люди повозмущаются подорожанием и привыкнут к новым ценам. А там - очередное повышение стоимости проезда подоспеет. Ездить меньше не станут, альтернативы-то все равно нет. Звонок в справочную службу "055": - Девушка, подскажите, пожалуйста, сколько сейчас билет на Р-200 до Москвы стоит? В ответ - тишина. - Девушка, так сколько? - Подождите, машину заело, тормозит - сбой какой-то. - Может быть, она ответит, сколько стоит билет на "Аврору"? - Ответит, как же! Компьютеры древние, а новых установить не могут, зато цены на билеты повышают регулярно, только это и умеют. Так, записывайте: Р-200 - 819 рублей, повышенной комфортности (с едой) - 924 рубля, "Аврора" - 546 рублей, повышенной комфортности - 652 рубля. - Так что же получается, стоимость билета на "Аврору" теперь такая же, как до подорожания была на Р-200? - Получается. У вас все? Последний вопрос, я не могу только вам справки давать, мне надо план выполнять - зарплата не от количества выданных справок зависит, а от количества звонков... - Последний - плацкартные вагоны еще существуют на московском направлении? - 233 рубля. - А СВ в "Красной стреле" сколько стоит? - ухитряюсь задать внеплановый вопрос. - 1777 и 1934 рубля. Спрос на плацкарты теперь будет явно выше, чем раньше. И до подорожания надо было покупать самые дешевые билеты в столицу заблаговременно, зазевавшимся доставались места в поезде, который прибывает на Ленинградский вокзал в 5 часов утра, когда метро еще не работает, а город спит. К МЕСТУ ЛЕЧЕНИЯ ДОРОГА НЕ ОПЛАЧИВАЕТСЯ К счастью, стоимость проезда в поездах, следующих в страны СНГ, не увеличилась. И те, кто едет, например, на Украину, этому рады. В одной из очередей последнее подорожание активно обсуждается: "Не знаю даже, как теперь смогу ездить. Приезжаю сюда на лечение, потом за мной дочь из Апатит приезжает, самой после химиотерапии трудно ехать. А ведь приходится не один раз в году приезжать. Если бы не дочь, наверное, уже на том свете была бы - она и лекарства покупает, и на дорогу тратится. Сюда в купе ехала, обратно на двоих теперь хочу плацкарт купить, ничего, доедем..." Пожилые люди, пенсионеры и раньше-то нечасто ездили погостить к родственникам - дорого, а сейчас говорят, что и вовсе не смогут навестить родных, разбросанных по всей стране. "Ко мне брат из Владивостока последний раз приезжал в 1991 году, когда еще работал. А сейчас пишет: "И не жди, денег таких нет", - жалуется моя собеседница. По законам "О ветеранах" и "О социальном обслуживании инвалидов в РФ" инвалиды и участники войны, инвалиды некоторых групп имеют право на бесплатный проезд в поездах дальнего следования на определенный период. К сожалению, не каждый может воспользоваться этой льготой, потому что оплачивается она из средств местных бюджетов, а они, как всегда, ограничены. Очередное подорожание, конечно же, не было учтено в бюджетах, которые верстались еще летом. Это значит, что своей законной льготой смогут воспользоваться еще меньше петербуржцев, чем планировалось. А вот в региональном отделении Фонда социального страхования считают, что на спросе на путевки удорожание билетов не отразится, несмотря на то что уже с прошлого года соцстрах не оплачивает дорогу к месту отдыха и оздоровления. Потому что 85 процентов путевок закупаются в дома отдыха и санатории, расположенные в Ленинградской области, на юг едут обычно летом. А в это время года люди готовы оплачивать дорогу сами, раз уж получили путевку за очень небольшие деньги. КУПИШЬ "КИТАЙЦА" - ПОЛУЧИШЬ МАТРАС МПС - монополия и пользуется своим привилегированным положением, а так же тем, что единственный конкурент - авиакомпании, сегодня оказался в невыгодном положении. Из-за постоянных сообщений о катастрофах и авариях многие просто боятся пользоваться самолетами. В Москву удобнее ехать на поезде - из центра Петербурга попадаешь в центр Москвы при практически одинаковых временных затратах. Стоимость проезда теперь тоже практически одинаковая. Цены на услуги железной дороги постоянно повышаются, а вот уровень обслуживания не только не меняется, но с каждым годом становится все хуже. Речь идет, конечно, не о вагонах СВ, хотя и там никто не застрахован от неожиданностей. Например, моя сотрудница отправилась в таком вагоне в Петрозаводск, но заснуть не могла - на крыше оторвалась какая-то железка и громыхала всю ночь. О тайнах сервиса в обычных поездах мне рассказала проводница: в дороге нельзя покупать постель и пить чай - в заварку добавляется сода, чтобы ее хватило на большее количество стаканов. Спальные наборы проводники называют "китайцами" - брызгают воду на использованные постельные принадлежности, проглаживают горячим утюгом и - "китаец" готов. Правда, как отказаться от такой постели, она не подсказала, а ведь тому, кто не хочет ее покупать, проводники запрещают брать матрасы и подушки... Мы ездим фактически в антисанитарных условиях - тараканы гуляют по вагонам, двери, отделяющие туалет от вагона, обычно не закрываются, в унитазах, как правило, нет воды, окна летом открыть невозможно, после суток, проведенных в поезде летом, никакая парилка не страшна. Составы, которые еще десять лет назад казались приличными, превратились в развалины. Где новые и куда расходуются средства от регулярно повышаемой стоимости проезда - загадка. Мы пытаемся приблизить наши цены к мировым. Только почему-то, когда едешь в поезде Рованиеми - Хельсинки, без опасения за сохранность багажа оставляешь его у входа в вагон, спишь на широкой, удобной кровати, а утром умываешься прямо в купе. У нас же и с полки боишься свалиться, и умываться в загаженном туалете не всякий решится. А уж оставить вещи без присмотра никому и в голову не придет... Подорожание каких-либо услуг или товаров у нас принято называть непопулярной, но необходимой мерой, а увеличение доходов граждан - долгожданным событием. Последнее время правительство пытается убедить нас в том, что доходы растут одновременно с подорожанием. Однако если подсчитать, как выросли с нового года цены на коммунальные услуги, лекарства, печатную продукцию и т. д., то рядовому потребителю станет ясно - запланированного уровня инфляции на 2002 год мы достигли в первые дни этого самого года. Что же будет дальше?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.