ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ... ГОСУДАРСТВО - САМО СЕБЕ РЕЖИССЕР
Не скрою, что "копаться" в жилищно-коммунальной реформе я начала тогда, когда разруха вплотную подошла к моему собственному дому. Не убирался подъезд, почти месяц регулярно отключалось электричество, проблемы с сантехникой... Однако оплата за жилплощадь регулярно повышалась, включая оплату за отсутствующие услуги. Мои попытки исключить эти строки из квартплаты закончились неудачей. Когда выяснилось, сколько это требует времени и нервов, махнула рукой. Тем временем я наблюдаю, как уходят дворники, сантехники, работающие в нашем ЖЭКе. Причина - маленькая зарплата... Перспективы ужасные. Ясно, что в сфере ЖКХ нет не только никакого улучшения, а фактически так называемая реформа пошла вспять. В чем дело? Где слабое звено? За какие ниточки надо дернуть, чтобы дело пошло?
Об этом я побеседовала с депутатом Законодательного собрания Петербурга Юрием ГЛАДКОВЫМ (фракция СПС).
- Тема жилищно-коммунальной реформы в нашей стране, где жилищно-коммунальное хозяйство было чуть ли не наиболее "социалистической" сферой нашей жизни, невероятно объемна и сложна. Ведь именно здесь граждане были жестко повязаны с государством и, находясь под его патронажем, фактически полностью зависели от работников ЖКХ. Точно в таком же положении они, с моей точки зрения, находятся и сейчас. В этом и заключается главная проблема. Государство в лице своих чиновников разного уровня не хочет уходить из этой сферы, несмотря на все свои декларации. Отношения в жилищно-коммунальной сфере я бы назвал "закольцованными". Фактически государство выступает здесь одновременно в трех лицах: бюджетные структуры (аккумулирующие и дающие деньги на ЖКХ), заказчик услуг и подрядчик (исполнитель). То есть "сам себе режиссер". Сам даю, сам беру, сам делаю. Житель Петербурга из этой сферы практически исключен. Он никак не может ни проконтролировать, ни повлиять и на финансовые потоки, и на качество работы исполнителя.
- А как же призывы вашего коллеги "контролировать жилищно-коммунальную реформу"?
- Это тоже призывы из нашей прошлой жизни. Контролировать наблюдением и жалобами - бесполезное дело, и в итоге этот процесс превращается в круговорот бумаг. Контролировать можно только рублем. Рублем, находящимся в распоряжении самого горожанина.
- А как это можно сделать в реальности? Депутаты что-нибудь предпринимали в этом направлении?
- Да. Мы предлагаем, чтобы в качестве промежуточного звена между бюджетом и заказчиком услуг появился "индивидуальный счет жителя". Именно через этот счет, где отражалось бы движение денег по разным статьям расходов, горожане могли бы и контролировать, и влиять на работу ЖКХ. Правда, с оформлением этих счетов есть юридические проблемы, но они решаемы.
- А смогут ли горожане выбирать тех, кто может хорошо обслужить их дом, и отказаться от услуг ЖЭКов?
- Они и сейчас, в принципе, имеют на это право.
Обратите внимание: одной из основных задач проведения реформ в ЖКХ (напоминаю, что эта концепция была разработана еще Михаилом Маневичем и принята правительством Петербурга 11.12.96) было создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилого фонда. А проще говоря - предполагалось, что обслуживать наши дома могут разные структуры (и государственные, и частные), которые выиграют конкурс, доказав, что могут предоставлять услуги более высокого качества и за приемлемую цену по сравнению со своими конкурентами.
Однако конкурсы такие практически не проводятся, и на сегодняшний день, насколько мне известно, работают только две частные компании. В то же время лицензии на эту деятельность имеют порядка 200. Но в эту сферу не пробиться, открытых конкурсов нет, ставятся постоянные барьеры. Уверен, если будет выполнено постановление и будут проводиться реальные (а не фиктивные) конкурсы, большинство этих компаний реанимируются, и дело сдвинется с мертвой точки.
- А не подскачут ли в этом случае цены (тарифы) на услуги?
- А кто в действительности считал, сколько стоят те или иные услуги? Я не первый год являюсь депутатом и, несмотря на неоднократные попытки, не видел нигде внятных обоснованных расчетов себестоимости содержания жилья в городе. Это, кстати, касается и ситуации с капитальным ремонтом. Если жители должны платить за будущий капремонт, то где расчеты? Ясно же, что капремонт одного дома стоит меньше, чем другого, и наоборот. Если же все будут платить одинаково, не будет никакой уверенности в том, что деньги в итоге не "прокрутят", не разворуют или они не будут пущены совсем на другие цели. И жители это хорошо понимают. Это при том, что "дома надо капитально ремонтировать".
- Но какие дома? Когда? И по какой цене?
- Мой депутатский опыт показывает, что люди адекватно реагируют только на конкретику - конкретные разъяснения и цифры.
А то нам говорят, что мы платим только 30 - 50 - 60% стоимости обслуживания. Докажите. А может, мы уже платим больше 100%. Еще несколько месяцев назад, когда в бланке по оплате коммунальных услуг указывалась полная стоимость, эта сумма временами приближалась к средней заработной плате работающих в Петербурге. Это странно с точки зрения всех законов экономики, даже несмотря на то, что в России всеобщие экономические законы имеют специфические отклонения. Не верю. Представьте расчеты.
- Ну так в чем же выход?
- В том, что реформу в ЖКХ надо не забалтывать, а двигать, и пустить туда человека. Одновременно и самим жителям проявлять активность. Под лежачий камень вода не течет.
- А депутаты что будут делать?
- А вот мы как раз и должны осуществлять контроль за исполнением принятых постановлений в сфере ЖКХ. Возможно, сделав эту работу одним из главных направлений нашей деятельности. Кроме того, нам надо принять ряд постановлений и, возможно, законов, облегчающих появление конкуренции и частных структур в ЖКХ, стимулирующих развитие новых служб, например служб консьержей.
Автором концепции реформы в жилищной сфере, увы, нереализованной, был Михаил Маневич.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 11 ДЕКАБРЯ 1996 ГОДА № 20
О МЕРАХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФОРМ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
1. Считать одним из важнейших направлений деятельности администрации Санкт-Петербурга осуществление реформ в жилищной сфере.
2. Одобрить Концепцию реформ в жилищной сфере (далее Концепция) согласно приложению 1.
Губернатор В. Яковлев
1. Главными целями проведения реформ в жилищной сфере Санкт-Петербурга являются:
- обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования;
- снижение бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования строительства и содержания жилья;
- развитие частной собственности на недвижимость в жилищной сфере и обеспечение защиты прав собственников;
- повышение качества обслуживания жилищного фонда.
2. Основными задачами проведения реформ в жилищной сфере являются:
- повышение уровня социальной защиты населения путем развития системы жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, совершенствование механизма предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, формирование жилищного фонда социального использования;
- создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда путем демонополизации предоставления жилищно-коммунальных услуг, разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными предприятиями, введения конкурсных процедур отбора подрядчиков, коммерциализации государственных ремонтно-эксплуатационных предприятий;
- повышение эффективности расходования средств городского бюджета, направляемых на развитие жилищной сферы, путем совершенствования форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- повышение эффективности расходования средств городского бюджета, направляемых на содержание жилищного фонда в форме дотаций, переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
- поддержка создания товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, иных объединений граждан и юридических лиц, образуемых в целях обеспечения содержания и эксплуатации недвижимости в жилищной сфере.