ДОИГРАЛИСЬ...
В дебютном материале "Красной линии" 5 октября минувшего года я писал о том, что питерскому СКА с "нетренером" Ишматовым (цитирую) "...дальше ехать некуда. Тупик. Рельсы кончились". Минуло ровно четыре месяца, и теперь уже всем ясно, что рельсы действительно кончились. Рельсы, по которым катился СКА, подменяя хоккей тем, что, по выражению тренеров команд, встречавшихся с армейцами на питерском льду, то и дело определялось на послематчевых пресс-конференциях как действо, которое хоккеем назвать очень трудно. Впервые услышав подобную оценку в самом начале сезона, я в последний раз столкнулся с таким мнением после недавнего поединка с "Мечелом".
Почему наставник челябинцев Николай Макаров, оценив хоккей в матче с армейцами как плохой, вдруг вспомнил, что уступил в Москве ЦСКА в присутствии шефов, решающих сейчас судьбу его команды? И почему я накануне матча с "Мечелом" убеждал коллег, что СКА проиграет в овертайме? И есть ли связь между этими событиями?
"СПб ведомости" попытались убедить читателей в том, что единственным человеком в команде СКА, ничего не ведавшим о подготовленном сценарии, был голкипер Сергей Николаев, и именно поэтому его в конце концов заменили полевым игроком, что и позволило челябинцам беспрепятственно установить согласованный сторонами результат. Далеко не в первый раз мы смотрели в тот вечер хоккей, который по горячим следам только тренерам и казался исполненным высочайшего напряжения. Борьбы-то никакой и в помине не было, однако, как говорят, не пойман - значит не ты...
Но стоит ли сейчас искать ответы на все эти скользкие вопросы, если за три недели СКА трижды проиграл в открытой борьбе обоим клубам, которых только и мог опередить в итоговой таблице? Две неудачи в Нижнем Новгороде означают, что в случае равенства очков с торпедовцами по итогам регулярного чемпионата наши армейцы принуждены будут расположиться строчкой ниже. А поражение в Москве от ЦСКА - 13-е уже кряду в этом сезоне - и вовсе опустило СКА в вылетающую двойку неудачников суперлиги, сократив преимущество перед армейцами столицы до одного очка.
Хоккейная лодка разбилась о "бзик" президента клуба СКА, незримой для нас нитью связавшего себя с "нетренером", коим и является наставник сегодняшнего СКА по классификации, введенной мной в дебюте этой рубрики. А как задумаюсь об этих коллизиях, сразу приходит на ум такая вот притча.
Слепой и одноглазый едут в лодке. Слепой гребет, а одноглазый правит. И вдруг слепой, не зачерпнув веслом воду, выбивает второй глаз одноглазому. "Ну вот, приехали", - говорит рулевой. Слепой встает и шагает в воду.
Наш "слепой", однако, сам "из лодки" ни в коем случае не шагнет. Ясно и то, что гребет он "по воздуху" уже давно и что судьба президента хоккейного СКА оказалась, образно говоря, в руках главного тренера, давно потерявшего управление командой, а значит, и результатом.
Ишматовский СКА играет в плохой хоккей 30-летней давности. Это самое пассивное "1-4", в котором центральному нападающему поручен "первый отбор", в результате чего он регулярно не успевает в оборону. А крайние не "вяжут" крайних соперника, позволяя им разогнаться, и очень часто "отыгрываются", оставляя оборону в меньшинстве. Один из защитников, ко всему прочему, постоянно стережет пустой "пятак", пока трое "чужих" форвардов "расправляются с двумя его партнерами где-нибудь в углу. А потом они выкатываются на наши ворота, "разрывая" последнего "оборонца". И если СКА пропускает не так уж много шайб, то "повинен" в этом только голкипер Сергей Николаев, который проводит блистательный сезон. Тем бессовестнее выглядит обвинение, брошенное Ишматовым в адрес своего вратаря после недавнего поражения от ЦСКА, лишний раз обнажившего полнейшую несостоятельность тренера в вопросах ведения игры и взаимоотношений в спортивном коллективе.
Кстати, две шайбы в питерские ворота забросил в этом важнейшем матче Александр Дроздецкий, которого летом никто даже не попытался удержать в СКА, когда он собрался в Москву. Между прочим, в ЦСКА Саша "воссоединился" со своим двоюродным братом Димой Исаевым, от которого Ишматов отказался еще раньше.
Не буду дальше перечислять хоккеистов, "выдавленных" из нашего клуба его главным тренером.
Ставка на арендованных игроков полностью исчерпала себя. Сейчас уже и президент СКА Борис Винокуров не отрицает того, что получаемые командой хоккеисты ни в чем не превосходят воспитанников питерской школы. К тому же и пребывание "артельщиков" в нашем клубе нередко ограничивается отрезком в десяток игр. Так и случилось с хоккеистами, призванными на помощь в ноябре и оставившими СКА накануне решающего круга чемпионата. Между тем в основном составе сохранились лишь пятеро воспитанников нашей СДЮШОР, но и эта пятерка далеко не всегда выходит на лед.
Звенья составляются "на ходу", их составы то и дело меняются, и не стоит удивляться, что команда так и не обрела ни лидирующего звена, постоянно нацеленного на решение главных проблем в той или иной игре, ни своего тактического лица. Соперники, настроенные на нашу команду всерьез, без проблем расправляются с ней в течение одного периода, практически отдыхая два остальных.
О перспективах в этом плане страшно подумать. Ведь если армейцы всеми правдами и неправдами все-таки сохранят нынче прописку в суперлиге, во что я лично (без немедленной замены главного тренера) просто не верю, их судьба (при подобном подходе к делу) неминуемо решится уже на следующий год, когда главный турнир станет "короче" на два клуба.
Ишматов вообще не работает с молодыми. Он не понимает необходимости работы над повышением индивидульного мастерства. Его раздражают игроки, которые пытаются задержаться на льду после окончания тренировки. "Надо было во время занятий лучше работать", - говорит он при этом. Молодые хоккеисты не получают от него индивидуальных заданий и на работу в атлетическом зале, что, вне всякого сомнения, недопустимо.
Главный тренер абсолютно не занимается школой, что, безусловно, входит в круг его обязанностей. В то время как Госсовет при президенте России рассматривает роль спорта в формировании здорового образа жизни, знаменитая армейская СДЮШОР, финансируемая, кстати, 5-м СКА, то есть на деньги налогоплательщиков, при молчаливом попустительстве главного тренера команды мастеров в полном смысле слова распродается "с молотка", причем за бесценок. За какую-то тысячу долларов уступают мальчишек, которые через пару-тройку лет позволили бы СКА по-настоящему встать на ноги. Сейчас в хоккейных школах Москвы и Ярославля занимаются уже более десяти наших ребят 1986 - 1990 годов рождения.
Недавно в московское "Динамо" увезли 13-летнего Вячеслава Солодухина. Звучное имя для настоящего питерского болельщика, не правда ли? И никакое это не совпадение. Слава - сын прекрасного ленинградского хоккеиста Сергея Солодухина и племянник серебряного медалиста пражского чемпионата мира и Европы 1972 года, имя и фамилию которого он носит с честью. В пяти своих сезонах в школе СКА Славик в 223 матчах набрал 375 очков (271 гол и 104 передачи).
Вячеслав Солодухин-старший стал, между прочим, первой жертвой заезжих тренеров. С его отлучения от команды Игорем Ромишевским в октябре 1979 года и трагической гибели менее чем два месяца спустя и начался развал ленинградского клуба, перманентно продолжающийся до наших дней.
Тренеры школы - в шоке, они не могут понять этого беспредела.
- Если твоими мальчишками интересуются, значит, ты работаешь неплохо, - успокоили одного из них в кабинете президента клуба. Дескать, иди и делай свое дело и не мешай нам делать свое...
Что же касается ситуации, в которой СКА оказался сейчас в суперлиге, то она более чем критическая. Тренер, уже третий сезон разваливающий питерскую армейскую хоккейную систему, не обладает потенциалом, позволяющим надеяться на устранение "пробоины" на ходу, даже с помощью "экипажа". Что ни говорите, но в СКА собраны профессионалы, пусть и средней руки. И тренерские возможности Ишматова, и его человеческую суть они видят насквозь. "Наемникам" не гарантировано ничего, кроме зарплаты. Им не гарантированы комфортные, профессиональные отношения с тренером, ясность задач, чего они, видимо, и предположить не могли, принимая приглашение поехать в чудесный город Питер. Сейчас, в критической ситуации, все это неминуемо сыграет решающую роль.
Что-то подобное в истории нашей команды уже было. Когда весной 1987 года в СКА "запахло бронзой", командой руководил Валерий Васильевич Шилов. И вот, представьте себе, игроки постепенно поняли, что он в силу ряда причин не поможет в решении этой грандиозной задачи. Они собрались, обсудили ситуацию и честно сказали ему: "Васильич, ты только не мешай, мы все сделаем сами". И выиграли-таки то, о чем мечтали.
Сейчас, как все, надеюсь, понимают - положение совсем иное. Никакого коллектива в привычном для нас, если хотите, советском понимании этого слова в СКА нет, как нет и контакта у тренера с игроками.
И питерская публика безошибочно чувствует фальшь той игры, которую Ишматов предлагает ей под названием хоккей. Болельщиков на трибунах все меньше, даже несмотря на "переезд" СКА в суперсовременный Ледовый дворец.
Оценки, таким образом, сходятся с самых разных сторон.
Насколько я знаю, и совет директоров ОАО "СКА СПб" уже высказывал сомнение в целесообразности дальнейшего пребывания Ишматова на посту главного тренера.