КОГДА ГОРЯТ СТАРИННЫЕ ЧАСЫ...
Часы на башне Московского вокзала, едва освободившись от лесов, вновь скроются от взглядов спешащих горожан. Хотя ночной пожар обошелся со старинным хронометром достаточно милосердно, повредив лишь один из трех циферблатов и не затронув часового механизма, саму башню придется красить заново.
Как будто какой-то злой рок преследует в последнее время питерские памятники архитектуры, особенно тогда, когда там близятся к завершению реставрационные работы. Напомним, что в ночь со второго тысячелетия на третье сгорела почти уже отреставрированная Колесница Славы на арке Главного штаба. Опять же в ночь, но уже на 18 ноября, приключился пожар во Флажной башне Нарышкинского бастиона - он практически полностью уничтожил результат восьмилетней работы по ее восстановлению. И наконец, в ночь на минувший четверг еще один инцидент подобного рода - в начале первого в дежурную часть УГПС поступает сообщение о том, что горят строительные леса вокруг Часовой башни Московского вокзала.
Здесь, по предварительной версии пожарных дознавателей, причиной возгорания явилось нарушение правил эксплуатации электронагревательных приборов. Хотя о каких интересно приборах может идти в данном случае речь - ведь над городом стояла ночь, и в это время никого из рабочих на лесах просто не должно было быть? Тем более что все реставрационные работы на башне вот-вот должны были быть закончены, и леса уже готовились снять! Впрочем, к единой версии по этому вопросу дознаватели еще не пришли, они не исключают вероятности и того, что основной очаг пожара мог быть расположен внутри Часовой башни.
Однако причина причиной, а основной проблемой в данном случае становится вовсе не она, а тот ущерб, который был причинен ночным происшествием. Тушив пожар по повышенному, 1-бис, номеру и сосредоточив на месте 13 единиц своей спецтехники (применялся даже раздвижной коленчатый подъемник, позволяющий поднимать водяные стволы на высоту до 50 метров), пожарные сумели окончательно справиться с огнем только к четырем часам утра. И за это время успели обгореть и сами строительные леса на площади около 150 м2, и слуховое окно, и чердачные перекрытия на площади 10 м2. Но самое главное: во время тушения пострадал символ Московского вокзала да и одна из главных, пожалуй, городских достопримечательностей - только недавно отремонтированные старинные башенные часы! Хотя огонь, повредивший один из трех циферблатов (тот самый, что обращен в сторону Лиговского проспекта), и не проник в шахту, где расположен механизм этих 160-летних часов, но пожарные настолько обильно полили его пенно-водяной смесью, что им теперь, конечно же, потребуется новый ремонт.
Как сообщил вчера вечером "НВ" директор "Службы времени" Николай Лебедев, в шахте, где находится часовой механизм, ощущается стойкий запах дыма, однако открытый огонь туда добраться не успел: "Наши самые страшные опасения, к счастью, оказались напрасными - часовой механизм остался целым и невредимым, однако часы все равно нуждаются в восстановлении. Обгоревший циферблат выполнен из витражного стекла, составляющие которого испорчены пожаром. Пришли в негодность стрелки, повреждены оси". По мнению Николая Лебедева, башенные часы Московского вокзала требуют не просто ремонта, а реставрации и частичного воссоздания, однако решение будет принимать руководство Октябрьской железной дороги.
По сообщению РИА "Новости", ОЖД уже определила примерный размер ущерба, причиненного пожаром. Он составляет 25 тысяч рублей, из которых большая часть - это стоимость сгоревших лесов и перекрытий (по всей видимости, стоимость ремонта часов в эту сумму не входит, по крайней мере руководитель "Службы времени" считает эту цифру недостаточной для таких работ). Придется также частично обновить покрытие башни, которая лишь несколько месяцев назад сменила привычный горожанам зеленый цвет на исторический светло-желтый. Сотрудники Московского вокзала считают, что ликвидация последствий ночного происшествия не займет много времени и в следующем году, когда вокзал будет праздновать свой 180-летний юбилей, его облик будет таким же, каким его задумывал в 1846 году архитектор Константин Тон.