СКАЗКА О ТРЕЗВОМ СЛЕСАРЕ
...Не так давно в Петербург приехала "на побывку" дама, работающая в Мурманском пароходстве и в основном живущая в Мурманске. Пришлось ей в отпуске заняться своей жилплощадью на пятом этаже - вечно протекающим потолком, сгнившими трубами... Отчаявшись воевать с жилищными службами, она как-то присела, пригорюнившись, в кухне с текущими кранами, мечтательно вздохнула и произнесла: "А вот в Мурманске все не так. Там вызовешь мастера - придет через десять минут, абсолютно трезвый, вежливый..."
Дивные чудеса рассказала соседка про северный город Мурманск. Еще несколько лет назад все было там как у нас. Но в последние годы куда-то подевались небритые, пахнущие перегаром "рыцари фана и слива", на смену им явились аккуратные дяденьки в чистых спецовках. Услуги в жилконторах платные и бесплатные, правда, бывает, что бесплатную услугу приходится подождать пару дней, но мастер придет в назначенный день и час. Одним словом, сказка какая-то, фантастика.
Интересно стало, какое такое ноу-хау внедрили власти заполярного города? Как выяснилось из разговора с первым заместителем мэра Мурманска Владимиром Гноевским, никакого особенного чуда нет: "Все у нас как по всей стране, - предприятия ЖКХ не укомплектованы штатами, прибыли от муниципального заказа невелики, да еще общая головная боль - неплатежи: от 7 до 9 процентов населения являются задолжниками по квартплате".
Владимир Николаевич рассказывает о том, как городские власти год назад прославились на всю страну своей "жестокостью" - произвели выселение семьи за неуплату. Через суд, разумеется, законным путем, после серии предупреждений. Практика таких предупреждений отработана, тем более что в Мурманске оборудован регистрационно-информационный вычислительный центр, который легко выдает нужную информацию - кто не платит больше трех месяцев за квартиру, автоматически получает предупреждение. Там же хранятся данные о людях, нуждающихся в жилищных субсидиях. Раньше граждане должны были обновлять сведения о себе для получения субсидий раз в квартал. Сейчас это можно делать раз в полгода. Заместитель мэра считает, что "люди не должны бегать со справками".
Любопытно, что повышение квартплаты или тарифов на электроэнергию отнюдь не прибавляет сразу же дополнительных денег в казну. Совсем наоборот. Всякий раз, когда население узнает о подорожании коммунальных услуг, резко увеличивается число неплательщиков. Город буквально "проваливается" в безденежье, и только через пару-тройку месяцев, не без разъяснительной работы со стороны жилищного комитета, люди "привыкают" к новым ценам и вновь обретают законопослушность...
И все же, спросила я, как же объяснить феномен - исполнительных и трезвых слесарей? "Нет, что вы, - посокрушался Владимир Гноевский, - не стоит нас идеализировать. Бывает, что и напьется работник, и по заявке не явится. Совсем недавно в одном из ЖЭУ такой случай произошел". - "А у гражданина может быть на него управа?" На конкретного сантехника, как оказалось, управы прямого действия нет. Но есть другое. С предприятием, выполняющим муниципальный заказ, у муниципалитета заключен договор. У этого договора есть приложение, состоящее из многих пунктов, в том числе и по выполнению заявок. В каждом из 44 ЖЭУ Мурманска есть специальный журнал, который ежемесячно проверяется. Если какой-то объем работ недовыполнен или не выполнен вовсе, с предприятия снимаются существенные деньги. А уж руководитель предприятия, которое "наказано рублем", найдет добрые слова для нерадивого мастера...
Вот уж не знаю - может быть, какие-нибудь такие журналы есть и в Питере? Просто мы об этом ничего не знаем? У Галины скоро кончается отпуск, и она уезжает в Мурманск, так и не разобравшись с протечкой потолка... А отпуск у тех, кто ходит в море, большой, так что несколько месяцев обивала она пороги жилконторы - и безрезультатно. Кстати, на той неделе в Таврическом дворце соберутся руководители из городов и областей Северо-Западного региона и будут делиться друг с другом опытом работы в жилищно-коммунальной сфере. Будет там и мэр Мурманска. Но, как сказал его первый заместитель Гноевский, "мы не думаем, что совершаем какие-то героические подвиги... А могу я задать вопрос вам: какое у вас впечатление о жилищно-коммунальной реформе?" На что пришлось только вздохнуть.