ЗВЕЗДА ЛЮБВИ

11 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Любови Орловой<br><br>Легенда гласит, что когда подошла пора отмечать 70-летие самой знаменитой звезды советского кино, то Любовь Орлова буквально-таки упросила все партийное и кинематографическое начальство не делать из ее юбилея большого праздника. Актриса очень хотела оставаться в памяти зрителей такой, какой ее видели на экране и в 30-е, и 40-е, и 50-е годы. Просьбу народной артистки СССР и лауреата Государственной премии уважили, и по Центральному телевидению в который уже раз показали знаменитые комедии Григория Александрова, где блистала красотой, грацией и музыкальными талантами Орлова. То были "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Светлый путь" (1940), "Весна" (1947).

Она была почти идеальным воплощением мечты о том, какой должна была быть советская женщина. Недаром в предвоенные годы среди прекрасных дам возникла мода на прически и макияж "а ля Орлова". Дело доходило даже до того, что некоторые женщины вполне серьезно считали себя после этого знаменитыми актрисами. Звезда Любови Орловой зажглась, на удивление, вовремя, хотя, как и любой деятель идеологического фронта, актриса всегда была на подозрении у властей. Ее родители - потомственные дворяне - состояли в родстве с Львом Толстым. В детские годы в доме Орловых часто бывал Шаляпин, который, увидев однажды юную Любу в домашнем спектакле, произнес пророческую фразу: "Эта девочка будет знаменитой актрисой!" На этом пути пришлось испытать немало. В голодные и холодные годы гражданской войны ей приходилось зарабатывать на жизнь, занимаясь торговлей молоком, которое Люба была вынуждена таскать в тяжелых бидонах. При этом она упорно и настойчиво училась в Московской консерватории. Позже подрабатывала тапером в кинотеатрах. Служила статисткой в Театре оперетты. Там же и начинала делать первые шаги в артистисческой карьере, постепенно отвоевывая роли у примадонн. Первой ролью Орловой в кино стала некая мисс Эллен Гетвуд в немом фильме "Любовь Алены" (1933). Заговорила актриса в следующей картине "Петербургская ночь" (1934). Тогда-то и услышали зрители тот специфический орловский акцент, который придавал любой ее героине почти иностранный шарм, чаруя слух публики отнюдь не просторечными интонациями. Ее лицо строгих классических пропорций стало, как сказали бы мы сегодня, официальным брэндом советского кино. В тревожные дни октября 1941 года, когда фашисты вплотную подступили к Москве, руководители обороны приказали расклеить по всему городу афиши с портретом актрисы, дабы внушить населению спокойствие: раз Любовь Орлова в Москве - значит, столицу врагу не сдадим. Непросто складывалась личная жизнь звезды. Первый муж Орловой Андрей Берзин в 1930 году был арестован и осужден по "делу Чаянова". В какой-то степени встреча с режиссером Григорием Александровым стала и ее спасением, и ее звездным часом. Безграничная любовь товарища Сталина к комедиям Александрова защищала актрису от возможных решительных действий со стороны карающих органов. Слава режиссера Александрова, ставшего едва ли не официальным советским комедиографом и мужем-соратником обожаемой и любимой народом актрисы, была велика. Ему, как и Орловой, завидовали коллеги, ибо награды, звания и почести сыпались на эту звездную пару, как из рога изобилия. Смерть вождя народов и смена эпох вынудили Александрова сменить привычный жанр и поставить фильм "Русский сувенир" (1960), в котором Орлова в последний раз появилась перед зрителями на экране. Но это был уже гаснущий блеск звезды. Роль, как и фильм, не удалась. Под занавес жизни Любовь Петровна едва не совершила роковую ошибку, которая навсегда бы разрушила ее идеальный имидж. Александров решил снять фильм о советских разведчиках. Он назывался "Скворец и Лира". Орловой была поручена роль, в которой она должна была сыграть сначала... двадцатилетнюю девушку, а затем эту же героиню сорок лет спустя. Была даже сделана специальная косметическая операция по омоложению лица актрисы, но отснятый фильм положили на полку, и ее звездный миф остался в неприкосновенности. Любовь Орлову любили как женщину неземной красоты, ее обожали как истинную экранную диву, манящую и недоступную, что в "буднях великих строек" было вполне объяснимо. Ведь должна же быть у народа, строящего социализм, мечта, к которой надо стремиться. Любимая актриса Иосифа Сталина и режиссера Александрова являла эту мечту во всей убедительной очаровательной мощи сыгранных ею киногероинь.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.