БГ НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ В МОСКВЕ
Когда дети наших знакомых узнали, к кому мы идем, - сказали: "Не забудьте взять автограф". Попросили для себя и для своих друзей. Странно - лет десять-пятнадцать назад листочек с начертанными шариковой ручкой буквами "БГ" для нас был бы желанным сувениром, и для нового поколения, получается, тоже?
О ГЛУБИНЕ "АКВАРИУМА"
- Как вы объясните тот факт, что с советских времен и поныне "Аквариум" остается своего рода барометром культурной ситуации и общественных настроений?
- Мне это и самому интересно! Но специально такое положение не создавалось, это невозможно. Я просто пою о том, что чувствую, - а оказывается, так чувствую далеко не я один... Может, мы задаем некую шкалу ценностей, какие-то более долговременные ориентиры. Дело в том, что в человечестве - по крайней мере в той его части, где мы обитаем, а именно в культуре, что ни говорите, западной - популярная музыка сейчас заняла место религии. Рок- и поп-концерты вызывают к себе то же самое отношение - поклонение и восторг, какое в древние времена окружало шаманов и жрецов. Но не стоит забывать, что музыка, в отличие от религии, не способна дать приемлемой модели поведения на всю жизнь. И сегодня, в канун 30-летия "Аквариума", мы это осознали. Теперь пытаемся привести людей, слушающих нас, к более глубокому выбору.
Как известно со слов самого Гребенщикова, группа "Аквариум" так называется из соображений космического характера.
Самым любимым блюдом Гребенщиков называет китайский чай, а своим хобби - писание музыки.
Образование - Ленинградский государственный университет, прикладная математика. Учился, говорит, хорошо. *
- Кстати, о выборе. Вас уже, видимо, достали вопросами о вашем "выборе" между христианством и буддизмом. Но хотелось бы поставить вопрос иначе и глубже: а сохранят ли, по-вашему, свою духовную самобытность вообще все "мировые религии" в условиях глобализации, когда многое становится одинаковым?
- На самом деле все настоящее всегда остается современным, здесь дело лишь за нашей способностью видеть это.
- А как продвигается ваш проект по сбору информации о чудотворных иконах?
- Уже почти готова большая книга с их описанием, иллюстрациями. Думаем о том, как ее правильнее издать. Согласитесь, что делать это под маркой "Аквариума" вряд ли было бы уместно. Все-таки я довольно спорная фигура для церковных деятелей. Но если этот проект покажется им полезным - они заинтересуются сами. Среди православного священства есть немало людей, с которыми я хорошо нахожу контакт и которых очень уважаю.
БАНДИТ НЕ РОМАНТИЧНЕЕ КОМСОРГА
- Давайте поговорим о предстоящих событиях. Сейчас мы сидим на записи вашего нового альбома в студии на Васильевском. Впереди юбилейный концерт 22 февраля в "Юбилейном". Какой вы рассчитываете видеть вашу аудиторию? Лично меня тревожит всепроникающая попса, завоевывающая сердца (не сказала бы, что умы) молодой публики. Не будет ли все действо "ветеранским" сборищем?
- Ну, знаете, еще во времена фараона Рамзеса жаловались на "плохую" молодежь. Это общее место, правда? Когда мы начинали - мы были партизанами, образно выражаясь, и пускали под откос поезда. И был опыт. Когда мне было 16 лет - мне не нравилось все в тогдашней жизни. И прежде всего самое страшное - тот быт, с той едой, с той одеждой, с теми способами работать и проводить свободное время. Надо сказать, что и сейчас мне не нравится быт сверстников моих детей. Бандит, понимаете, ничуть не более романтическая профессия, чем комсомольский работник. Так что можно те же "поезда" пускать под откос, и достаточно взглянуть на посетителей наших концертов, чтобы увидеть - нам грех жаловаться на отсутствие молодой аудитории. А что касается разного рода новых "штук" - мы и с электронными игрушками в музыке охотно работаем: в новом альбоме "Сестра Хаос" много таких опытов. Опыт же по большому счету... Еще тогда, десятилетия назад, я доказал себе и, возможно другим, что можно жить интересно, захватывающе - и это может быть твоей профессией, средством к существованию.
"Моя "карьера" кончилась в 1980 году, когда я был за участие в Тбилисском фестивале изгнан с работы и из комсомола. С тех пор я свободный человек, занимаюсь тем, что мне нравится, и получаю от этого удовольствие.
Больше этого - только полное просветление".
- "Сестра Хаос"... Это символ вашего восприятия нынешней реальности?
- Наверное, да. Во всяком случае, альбом совершенно не похож на все сделанное нами прежде. Вот услышите.
- Он более "радикальный"?
- Настолько, насколько стал "радикален" окружающий нас мир.
ПЕСКИ ПЕТЕРБУРГА
- Почему, по-вашему, все основные культы русского рока родились именно в Питере? Помимо "Аквариума" это "Кино", "Поп-механика", Шевчук приехал сюда из Уфы, Бутусов с Урала, у Кинчева в Москве ничего не получалось...
- О, это странный город, бесконечно болезненный. Я заметил какое-то интересное место на московско-питерской трассе, где с приближением к нашему городу все краски как будто блекнут, исчезают...
- И в самом городе есть такие "пятна" - лично для меня кое-где на Малой Охте...
- На Малой Охте, да, есть ужасные места - бр-р... как будто высасываются все эти краски, и город как бы в порядке излечения и компенсации требует огромных энергетических затрат. И постоянно притягивает многих творческих людей - они как будто пытаются его исцелить. И мы, несмотря на все свои странствия, остаемся здесь.
- А на остальном российском пространстве нашли ли вы какие-либо особые "энергетические" точки, где лучше всего дышится, поется?
- Труднее сказать, где таких "точек" нет. Везде своя уникальная аура, своя уникальная публика. Но мне, наверное, ближе всего Волга, старинные русские города и Север. Архангельск, Мурманск...
- А Петрозаводск?
- Он меня удивляет. Там не просто легко петь - там хорошо писать песни. Мы бываем в Петрозаводске довольно часто и никогда не надоедает. Наверное, Петр ошибся - столицу следовало бы основать там... Но есть и ужасные, мертвые города, хотя там и живут люди. Города, убитые советской индустрией. Таким мне показался Братск, например.
СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ КОЛЕСА
- Здесь, наверное, не обойтись без вопроса о нынешней столице России...
- Где бы я ни бывал в России, всегда бросаю клич - ребята, давайте жить в России без Москвы! Давайте культурно от нее дистанцируемся и создадим движение, которое так и назовем - "Россия без Москвы". Не надо плясать под их дудку, московская дудка одна - это доллар, свернутый в трубочку. Надо оставаться самими собой и заниматься творчеством - в Саратове, во Владивостоке... Только так повсюду можно создать нормальную жизнь, а не бесконечное "выживание". Несмотря на всех этих "телепузиков", наблюдаемых ежедневно, надо оставаться естественными. Не падать духом. У них там вообще не было музыки с тех пор, как умерли "Звуки му" - те, кто был своеобразен...
- Зато политики хоть отбавляй. Вы хоть голосуете когда-нибудь за кого-нибудь?
- Пару раз случилась со мной такая анафема. Только вот не помню, за кого голосовал, право слово. И ни на каких предвыборных концертах не пою - меня просто никому не придет в голову позвать, знают, что откажу. В том, что касается политики, - я конфуцианец. Считаю, что правитель, о котором народ только и знает, что он есть, знает, как его зовут, - это воистину хороший правитель...
- А существует ли такое явление, как "социальный рок"? И еще вопрос: не кажется ли вам, что в перспективе Москва может оказаться "Старым Светом" для России?
- "Социальный рок" - это фикция, существовавшая только на телевидении, а так его не было никогда. Кому-то просто нравилось выглядеть "смелым" перед девушками... Достаточно было, извините, прокричать, как мы х...о живем, - и вот вам "социальный рок". Вы поминали попсу, еще что-то. Это ничем не отличается. То, что сейчас звучит по радио и как это делается, - это же кошмар. Такая натужная чувственность и ни тени мысли...
- Вы довольно критичны... А кого-нибудь могли бы похвалить?
- Мне нравится то, что в последнее время делает Саша Васильев, "Сплин". Удивительная поэзия и чувство ритма. Он очень вырос за последнее время.
А что касается "Старого Света"... Все возможно. Уже сейчас многим крайне тесны мелкие "форматы" московского шоу-бизнеса. Однако не нужно торопить события. "И Цзин", древняя китайская "Книга Перемен", учит нас простой истине - перемены всегда происходят вовремя, тогда, когда они и должны произойти. Причем происходят они сами по себе. Главное - понять, что на самом деле все уже изменилось, просто пока еще это не для всех очевидно...
- На продающихся у нас дисках и кассетах написано: "Не для продажи в Москве". Может, так и озаглавим нашу беседу?
- Тогда лучше так: "Не для продажи Москве" - без предлога. Это будет понятно? Зачем лишать их и этой радости? Пусть наша музыка звучит и там. Да, автограф. Как парня зовут? А его друга?
У друга оказалось прозвище Кабан, на которое тот не обижается. Борис Борисович, выслушав объяснение, философски заметил, что это "не первый и не последний Кабан в его жизни" и размашисто написал "КАБАНУ - БГ".