"БЕРЛИНАЛЕ-2002": ДИСГАРМОНИЯ ЧУВСТВ. КАДР 2
Фестивальная жизнь в Берлине набрала обороты. Многие ожидаемые премьеры вызвали неподдельный интерес публики и критики, исправив изначально искаженную картину реальности, которая представала в лентах из разных стран как некое сосредоточение политических и социальных проблем.<br>Любопытно, что основное направление нынешнего "Берлинале" предопределили, как и в предыдущие годы, англоязычные ленты. И прежде всего картина шведского американца Лассе Хальстрема "Корабельные новости" с Кэвином Спейси в главной роли. Это история о неудачнике, который, оставшись с маленькой дочкой на руках, отправляется искать счастья на далекий остров Ньюфаунленд. Путешествие в суровый край становится для героя поиском самого себя, в итоге которого он открывает в себе силы и желание жить, а не существовать. Восторженный прием, оказанный фильму, был подогрет и присутствием в Берлине самого Спейси, ставшего, на мой взгляд, главной звездой фестиваля.
На это же звание вполне мог претендовать и австралиец Рассел Кроу, прибывший в столицу Германии в связи с демонстрацией внеконкурсной картины "Блестящий ум" Рона Ховарда. Однако, видимо, у актера-оскароносца закружилась голова от славы, и его поведение на пресс-конференции, а также вне гала-премьеры было неадекватным и высокомерным. Кроу можно понять: ведь именно в этот день из Лос-Анджелеса пришло известие о том, что он номинируется за сыгранную в картине роль на "Оскара" третий раз подряд. Всего же "Блестящий ум" получил 8 номинаций.
Оскаровский мотив на нынешнем фестивале пришелся весьма кстати. Британская картина "Айрис" получила три актерские номинации, две из которых - для Джуди Денч и Кэйт Уинслет - могут оказаться удачливыми, ибо актрисы представили публике историю жизни и страданий английской писательницы Айрис Мердок, чей разум под занавес жизни оказался в дисгармонии с реальностью. Номинацию за оригинальный сценарий получила и еще одноконкурсная лента "Королевские Тетенбаумы" - история отношений внутри одной сумасшедшей семейки, члены которой оживают на экране благодаря эффектным работам Джина Хэкмана, Гвинет Полтроу, Бена Стиллера, Анжелики Хьюстон.
Мотив сумасшествия и ненормальности отличает героев многих фестивальных лент. Чего стоит гетман Украины Мазепа, блистательно и мощно сыгранный Богданом Ступкой в блокбастере Юрия Ильенко "Молитва о гетмане Мазепе", представлявшем вне конкурса на "Берлинале" кинематограф некогда братской славянской республики. На экране сразу видно, на что пошли 25 миллионов долларов, в том числе и денег из России. По горячим следам не следует анализировать сие творение, практически реабилитирующее кровавого гетмана (см. поэму Пушкина "Полтава"). Одно несомненно: антироссийский акцент этот фильм внес в фестивальную программу весьма наглядно и ощутимо. На таком фоне и премьера "Сказа про Федота-стрельца" Сергея Овчарова в рамках программы "Панорама" прошла вполне достойно. Наш земляк остроумно посвятил фестивальный показ картины немецким женщинам, которые, так же как и в России, ходят в кино гораздо чаще мужчин.
Как своего родного и близкого человека восприняли русскоязычные критики на фестивале и режиссера Отара Иоселиани, представлявшего в конкурсе фильм "Утро понедельника". История изложена режиссером со свойственным ему спокойствием и мягкой иронией. Это тоже рассказ о человеке, который пытается избавиться от дисгармонии чувств, для чего отправляется из глубокой французской провинции в прекрасную и манящую Венецию. Вернувшись из прекрасного итальянского "далека", герой, увлекающийся живописью, возвращается к привычному образу жизни с мудростью и спокойствием.
Для Иоселиани жизнь ценна сама по себе, что в наш вывихнутый век вызывает уважение. У режиссера есть вполне реальный шанс получить одну из наград "Берлинале". Тем более что здесь любят поддерживать и отмечать тех, кто хотя бы раз участвовал в разных программах фестиваля. А Иоселиани на немецкой земле - желанный и частый гость.
В эту же традицию вполне вписывается и вручение одного из традиционных призов фестиваля - "Берлинской кинокамеры" - режиссеру Коста-Гаврасу. Он представил в конкурсе драму "Амен", повествующую о сотрудничестве фашистов и Католической церкви в годы Второй мировой войны. Одно это вызвало отрицательную реакцию Ватикана, а в Берлине-2002 вызвало скандал из-за постера картины, на котором свастика плавно переходит... в католический крест. Тем не менее вполне вероятно, что Коста-Гаврас - реальный претендент на награды "Берлинале". Из уже объявленных наград своего почетного "Золотого медведя" получила итальянская кинодива Клаудиа Кардинале, появившаяся перед публикой в рамках демонстрации классической ленты Федерико Феллини "Восемь с половиной" в ретроспективе "Европейские 60-е". Чествовали в рамках фестиваля Милоша Формана и немецкого режиссера Александра Клюге, чье 70-летие пришлось непосредственно на день демонстрации картины "Патриот". Из других режиссерских имен, осветивших своим присутствием "Берлинале", можно назвать испанца Карлоса Сауру, англичанина Питера Гринуэя, венгра Иштвана Сабо, немца Вима Вендерса.
Фестиваль близится к финалу. Развязка интриги с наградами может быть неожиданной. Мало вероятно, что Гран-при отдадут какой-либо заокеанской картине, за что уже поплатился постом директора "Берлинале" предшественник Дитера Кослика, нынешнего главы престижного мирового кинофорума.
Очевидным лоббированием родного кино выглядело бы для него и присуждение "Золотого медведя" одной из четырех немецких лент, участвующих в конкурсе. Поэтому в следующий раз, может быть, мне придется давать комментарии к совсем неожиданным итогам 52-го Международного кинофестиваля в Берлине. Раздача "Медведей" назначена на 17 февраля. Ждем с нетерпением....
Автор выражает искреннюю и сердечную признательность туристической компании "СОЛВЕКС-ТУРНЕ" за предоставленную возможность стать очевидцем "БЕРЛИНАЛЕ-2002".