КАК БЫ НЕ НАВРЕДИТЬ

На Литейном проспекте в помещении особняка, где разместилось общество "Знание", экспонируются проекты монумента, посвященного 300-летию Петербурга. Уже через год он может появиться на Петроградской стороне, у съезда с биржевого моста.<br>С ноября по февраль 27 участников первого тура конкурса, задуманного и осуществленного Общественным советом Петербурга, готовили свои проекты. Теперь все они представлены на суд общественности. Причем, по словам председателя совета Алексея Козырева, "как минимум двадцать из них могут достойно украсить эту площадь".

Надо сказать, что оптимизм организаторов выглядит несколько преувеличенным. Ибо многие варианты огорчают своей стандартностью, повествовательностью и несвойственным нашему времени пафосом. Часть авторов, увлекшись идеей, не приняла во внимание особенности среды, в которую предстоит вписать памятник. Часть не рискнула дать волю своему воображению и ограничилась привычными петербургскими мотивами - ангелами, колоннами, колоннадами, бюстами и фигурами Петра Великого. Сразу привлекает внимание одинокий сфинкс: его шея туго обмотана цепями, а за спиной трепещут крылья, что, несомненно, ново для сфинксов. Впрочем, крылья эти выглядят чрезвычайно сомнительно и скорее декоративны, чем функциональны. В основе следующей композиции - изящно удлиненное "окно в Европу". Его венчает либо двуглавый орел, либо апостол Петр (на выбор общественности и жюри), а внизу располагается, соответственно, либо трудовой люд, либо карта Северной Пальмиры. В другом проекте три стеклянные пирамиды, по замыслу создателей, символизируют три века жизни Петербурга. Они, как и положено, опираются на спины атлантов и несут на себе ангела с крестом. Неожиданны по сюжету (но, к сожалению, не по исполнению - более чем традиционному) "Союз Земли и Воды" и юноша, летящий по волнам в лодочке-лепестке (этот вариант мог бы стать симпатичной парковой скульптурой или фонтаном). Большинство вариантов предполагают огромные основания, широкие (высокие) ступени, всевозможные круги (разбегающиеся по площади, как по воде), мощные стилобаты и прочие архитектурные излишества. Вероятно, вся эта каменная лавина должна еще раз подчеркнуть величие идеи и масштаб события. Впрочем, наиболее элегантные проекты как раз отличает скромность. Например, не претендующая на оригинальность классическая ротонда с золотым куполом могла бы стать достойным знаком - напоминанием о празднике, петербургских традициях и строгом вкусе. Один из вариантов привлекает взгляд не только своей соразмерностью окружающей среде, но и смелостью идеи. Это легкая, светлая, гибкая пирамида. С первого взгляда видно, что она рождена нашим временем. И тем не менее сомнений в ее петербургской "прописке" тоже не возникает. Потому что в ней воплотилась сама суть капризного, ветреного, гордого, бесстрашного нрава нашего города. Да и ассоциации, которые вызывает этот памятник, вполне уместны на юбилее. В ней нет ничего тенденциозного, ничего назидательного - чисто европейская безупречность и чисто русский романтизм. Войдет ли пирамида в число победителей первого тура, станет известно уже до 10 марта. Жюри под руководством главного архитектора города Олега Харченко сделает свой выбор, и три лучших коллектива авторов получат по пять тысяч рублей и два месяца на доработку. В мае должен состояться второй тур, проект-победитель которого, вероятно, будет реализован. Надо сказать, что состав жюри вызывает искреннее почтение (в него вошли директора крупнейших музеев города, специалисты архитекторы, историки и искусствоведы). И хочется верить, что все эти профессионалы вовремя вспомнят главную заповедь врачей и градостроителей - не навреди. Наш город и так достаточно красив. Лишний монумент не является для него необходимостью, и его появление должно быть следствием творческой удачи художника, а не распоряжения высокопоставленного лица.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.