"Я НИКОГДА НЕ МОГ ПРИМИРИТЬСЯ С ПОРАЖЕНИЕМ" 18 ФЕВРАЛЯ ЗНАМЕНИТЫЙ КИНОРЕЖИССЕР ОТМЕТИЛ СВОЕ 70-ЛЕТИЕ

Когда на очередном Берлинском кинофестивале мне посчастливилось увидеть Милоша Формана, я был приятно удивлен его умением говорить по-русски и тем, что в его манерах не было звездности, которая присуща многим голливудским мастерам, давно разместившимся на Олимпе славы. <br>Родители Формана погибли в фашистских застенках во время оккупации Чехословакии нацистами. Оставшись сиротой, мальчуган Милош из провинциального городка Часлав мечтал о том, чтобы стать режиссером. Друг его юности, учившийся вместе с ним в колледже, мечтал о карьере писателя и драматурга. Мечты друзей исполнились. Форман стал писателем, а его друг не удержался от политики и оказался в диссидентах. Много лет спустя весь мир узнал его как Вацлава Гавела, первого президента обновленной Чехословакии.

"Черный Петер" - первый полнометражный фильм Формана - стал в 1964 году настоящей сенсацией Международного кинофестиваля в Локарно, где получил Гран-при. Молодого режиссера заметили, и с получением следующих постановок у него не было проблем. Форман создавал едкие и саркастические ленты, пользовавшиеся популярностью на Западе. Его "Любовные похождения блондинки" (1965) и "Бал пожарных" (1967) принесли социалистической Чехословакиии две номинации на премию Американской киноакадемии "Оскар" в разделе "Лучший иноязычный фильм". Высокий градус общественной жизни в Чехословакии тех лет привел страну к либеральному ослаблению в сфере идеологии. Молодое дарование было отпущено в Америку для работы над новым фильмом, но... 21 августа 1968 года танки Варшавского Договора раздавили надежду на создание "cоциализма с человеческим лицом". Милош Форман стал невозвращенцем. В Америке без денег и при минимуме связей ему пришлось заново доказывать свое право на профессию. Жестокий и равнодушный к чужим проблемам Голливуд был той крепостью, взять которую режиссеру-эмигранту казалось невозможным. На вторую попытку реализовать себя в профессии лет ушло не меньше, чем на то, чтобы эту профессию получить. Свой первый американский фильм "Отрыв" Форман поставил в 1971 году и получил за него премию в Каннах. Годом позже изящно и остроумно снял новеллу о десятиборцах, вошедшую в картину о мюнхенской Олимпиаде "Глазами восьми". Но это была еще не победа. Триумф случился в 1975 году, когда в руки Милошу Форману попал роман Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки" - культовая книга американских шестидесятников об обитателях психиатрической лечебницы. Было в характере Мак-Мэрфи, не пожелавшего подчиниться единым для всех правилам, что-то и от самого Формана, всегда идущего против моды и течения. Выбор Джека Николсона на эту роль стал главным козырем проекта, реализовать который взялись продюсеры Майкл Дуглас и Сол Заенц. Результат известен - "оскаровский покер", когда пять желанных золотых статуэток достаются фильму "Полет над гнездом кукушки" в основных номинациях, в том числе и Милошу Форману как лучшему режиссеру года. Форман не был бы самим собою, если бы почил на лаврах. Он отчаянно ищет, рискует, экспериментирует. То переносит на экран отшумевший антивоенный мюзикл "Волосы" (1979), то погружается в изысканную атмосферу ретро, экранизируя роман Доктороу "Рэгтайм" (1981). Затем случился еще более грандиозный триумф "Амадеуса" (1984), притчи о вдохновении творчества и профессионализме ремесла, осыпанной оскаровским золотым дождем из восьми наград. И вновь Милош Форман назван лучшим режиссером. Так он становится голливудским классиком. Вольный полет мысли в формановских фильмах всегда был сродни парящей музыкальной фантазии Моцарта. Расчетливое, а потому грустное трудолюбие Антонио Сальери не то чтобы чуждо пану Милошу, но не вызывает, насколько мы знакомы с его биографией, у него энтузиазма. Тем не менее, когда ситуация требует принципиального шага, Форман совершает его без раздумий. Так произошло с фильмом "Вальмон" (1989), который он поставил по роману "Опасные связи", зная, что конкуренты снимают собственную версию книги. Два его последних фильма - "Народ против Ларри Флинта" (1997) и "Человек с Луны" (2000) - не принесли Форману прежнего успеха, хотя и вызвали бурные дискуссии и даже завоевали призы на Берлинском кинофестивале. В любимом фильме отечественных интеллектуалов "Полет над гнездом кукушки" есть поразительная сцена, когда герой Николсона пытается на спор сдвинуть с места колоссальную громаду умывальника. Он терпит неудачу и в ответ на упрек о проигранном споре произносит: "Я хотя бы пытался".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.