ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ ЖИВУТ САМОЛЕТЫ

Летчики утверждают, что, когда Бог наводил на Земле порядок, авиация была в небе. Впрочем, подобная шутка есть и у моряков. Если же говорить серьезно, то, создавай Господь Землю в нынешних условиях, порядок на планете был бы обеспечен "на все сто": в небо авиаторы поднимаются теперь по большим праздникам. Правда, в последнее время их стало больше. Грустно, но, наверное, надо сказать за это спасибо Осаме бен Ладену. Так как именно благодаря полетам в Афганистан в ноябре прошлого и феврале этого года "налет" летчиков новгородского отдельного полка Военно-транспортной авиации превысил все "стандарты" прошлых лет.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, АВИАЦИЯ ВСЕ-ТАКИ НУЖНА В "брежние" времена для выслуги "год за два" у летчиков транспортной авиации годовой налет должен был составлять не менее 70 часов. Но так как керосина на всех не хватало, норматив подкорректировали в сторону уменьшения. В этом году, если все будет идти по плану, вполне возможно, что авиаторы отработают, как и в стародавние времена. До прошлого года в полку практически не занимались подготовкой командиров экипажей. Потому что в Москве люди с большими лампасами решали: нужна ли армии военно-транспортная авиация. В результате генеральских раздумий вместо двух полков в Кречевицах остался один, а в 1998 году полк еще и "секвестировали", оставив в нем только две эскадрильи. За штат мгновенно "вылетели" полторы сотни офицеров и прапорщиков. К ноябрю прошлого года, когда пять самолетов полка должны были снова вылететь в Кабул (для доставки туда специалистов МЧС и оборудования для посольства и госпиталя), пилотов, имеющих опыт работы в горячих точках, остались единицы. С трудом удалось набрать в каждый экипаж по офицеру, прошедшему "русский экстрим" в Афгане, Анголе и т. д. Полетел в Афганистан, кстати, и Герой России полковник Анатолий Копыркин, участник памятного полета 1992 года. В феврале, когда три экипажа полетели в Кабул забрать сделавших свое дело "эмчеэсников", было уже легче. Опыт - великое дело. Тем более что, как утверждает командир полка Алексей Горсков, таким количеством подготовленных экипажей, какое имеется в Кречевицах, может похвастать далеко не каждый полк. Впрочем, по словам полковника, "еще и запас есть". Чего нет, так это запчастей. ИЗ ДВУХ САМОЛЕТОВ СОБИРАЕМ ОДИН По штату в полку находится два десятка "Ил-76". В строю только 60% из них (при нормативе в 72%). Но и эта цифра весьма условна. Для того чтобы один самолет взлетел, запчасти к нему собирают с нескольких соседних. Но двигатели-то не переставишь, особенно если у них уже выработан ресурс. А как его не выработаешь, если последнее поступление самолетов имело место быть в 1989 году. Самолеты, конечно же, живут только в полете, но ремонтируют их все-таки на земле. Кстати, в среднем "Илы" служат 20 лет, но даже исправно летающий ныне борт со славянской вязью "Великий Новгород" отметит в этом году свое 23-летие. В советские времена военно-транспортные "Ил-76" выпускало только Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова. До распада СССР завод выпустил около 900 таких самолетов, а за последние 10 лет - около десяти. Все эти самолеты были проданы за рубеж без учета интересов России. "Ташкент по демпинговым ценам, - утверждает заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Московский, - продает самолеты, в которых на 80 процентов комплектующие из России. Это просто хулиганство". Поэтому у нас подумывают о перепрофилировании заводов в Ульяновске и Воронеже для производства новых "Ил-76МФ". Но пока не изыщут средства, кречевицким летчикам придется летать на старых машинах. КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ ПИЛОТУ Именно в Воронеже или Ульяновске (а точнее, рядом с этими городами) теперь живут вышедшие на пенсию летчики кречевицкого авиаполка. А также в Костроме, Брянске и под Ростовом. Потому что именно в этих городах строят для них жилье. Конечно же, Минобороны могло бы строить дома для уходящих в запас и в Новгороде, но министерство не устраивают новгородские цены. Военные летчики, учитывая особые условия службы, уходят в запас в весьма молодом возрасте. Это грамотные, не обделенные интеллектом трудовые кадры, которые, без сомнения, пригодились бы экономике региона. Не говоря уже о том, что негоже разбрасываться людьми такого возраста региону, который ходит в общероссийских лидерах по превышению смертности над рождаемостью. Кстати, из тех, кто попал под "красную гильотину" в 1998 году, несколько человек не обеспечены жильем до сих пор. И вообще, сегодня более 400 офицеров и прапорщиков полка нуждаются в улучшении жилищных условий. Широко разрекламированная программа государственных жилищных сертификатов себя не оправдала: оплачивали военным только 80% стоимости, да и цены на жилье росли быстрее, чем поспевали инструкции "по применению" ГЖК. Ходят слухи, что с нынешнего года оплата будет 100-процентной, но конкретных документов летчики еще не видели. ...И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙ Низкая зарплата стала причиной массового оттока офицеров из армии. Сейчас каждая десятая офицерская должность - вакантная, а в низшем офицерском звене вакантна каждая третья должность. Переход к открытому обществу резко повысил стоимость интеллектуальных профессий. Кто будет мерзнуть за "рулежке" за полторы тысячи рублей? В Кремле не раз говорили, что офицерам надо повысить зарплату. Мол, это не дело, когда офицер получает меньше, чем уборщица в банке или водитель троллейбуса. И вот с 1 января повысили. Один из офицеров полка в звании майора с иронией сообщил мне: "Теперь я получаю на 180 рублей больше. И что я куплю на эти деньги?" Кстати, командир полка, летчик-снайпер с тремя десятками "календарей" за плечами, получает за должность и звание 5 тысяч "целковых". Плюс - за особые условия, за секретность, квартальные премии и т. д. Но даже после повышения набежит (в полку еще не получили деньги по новой схеме) чуть более 8 тысяч. О лейтенантах и говорить не приходится. Получи 1200 "рублев" и ни в чем себе не отказывай. Потому что у тебя не зарплата, а жалование, то есть то, что государство тебе жалует от щедрот своих, надбавки пойдут позже. Для сравнения: в обеспечивающем полк подразделении сокращен штат солдат срочной службы и введены гражданские ставки. Так вот, сегодня в Кречевицах свободны два десятка вакансий водителей. Зарплата от полутора тысяч и выше. Но не идут люди! В прошлом году из всего состава уволенных офицеров 70% - в возрасте до 30 лет. Военные училища, ныне стараниями наших доблестных законодателей позорно именуемые "институтами", готовят грамотных и интеллектуальных лейтенантов, которые увольняются через 2-3 года службы за 1200-1800 рублей в месяц. Одновременно, как в Великую Отечественную, активно действуют ускоренные курсы младших лейтенантов, которые штампуют полуграмотных офицеров - чтобы заткнуть дырки в штате воинских частей. В Кречевицах, правда, со штатным расписанием порядок. Во многом, полагаю, в связи с упомянутым сокращением. Что же касается лейтенантов, то каждый десятый из прибывших в прошлом году, по словам заместителя командира по работе с личным составом полковника Копыркина, уже изъявил желание "завязать" с армейской службой. Уволилось, правда, пока четверо. Один из "беглецов" мотивировал свое решение так: "Да я, когда курсантом был, на халтурках больше имел, чем сегодня в кассе получил..." О том, что будет после июля, когда правительство лишит военных льгот и заставит платить подоходный налог, в полку стараются не думать. "Не нужно нам таких повышений, - считает командир полка. - Оставьте все, как есть. Только платите вовремя, обеспечьте топливом и запчастями. И мы готовы служить". Вот так и служат. А инфраструктура городка постепенно приходит в упадок. Даже баня оказалась не по карману военным и уже лет 7 не работает. Теперь ее передают городу, и в Кречевицах надеются, что наконец-то смогут помыться по-человечески. Тем более что иных развлечений тут практически нет. В Доме офицеров давно уже "кино не крутят", только устраивают дискотеки. На качественный ремонт зданий, построенных многие годы назад, как всегда, не хватает средств. Две трети жителей давно уже никак не связаны с армией, но программа отселения давно канула в Лету. В этом году день 23 февраля впервые стал выходным днем. Правда, военные любят пошутить, что для них праздник - что для лошади свадьба: "Голова в цветах, а все остальное в мыле". Зато в канун Дня защитника Отечества экипажи получили возможность провести несколько часов в небе. И даже отрабатывали полеты в боевом порядке, чем давно уже не занимались. Вскоре летчики кречевицкого полка примут участие в учениях с практическим десантированием. Приказано быть в полной готовности ко второй половине марта. Вот это и будет праздник.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.