МНОГО ПРЕДМЕТОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Кража из музея - сюжет в наши дни гораздо более популярный, чем долгожданное пополнение коллекции. Поэтому открывшаяся на днях выставка новых поступлений в музеи города представляет особый интерес.<br>Фраза "бедственное положение" настолько часто произносится в разговорах о городских учреждениях культуры вообще и о музеях в частности, что редкий их посетитель склонен думать, что жизнь в погруженных в тишину залах замерла или, еще хуже, пошла вспять. Окаменелая экспозиция, неотапливаемые залы, сварливые смотрительницы, пыль в воздухе и, наконец, остановившиеся много лет назад часы - не это ли образ небольшого петербургского музея? <br>Участники выставки в Музее городской скульптуры в один голос отвечают: "Нет", причем самое резкое несогласие вызывает именно последняя символическая черта - остановившиеся часы. Для находящихся в городском подчинении 11 музеев и 2 библиотек, которые представлены в зале на Лаврском переулке, 2, жизнь не стоит на месте. И лучшее тому подтверждение - их недавние приобретения.

Скажем сразу, здесь вы не увидите экспонатов из таких гигантов, как Эрмитаж или Русский музей, которые благодаря своему имени, умелому менеджменту и финансированию из федерального бюджета приобретают шедевры на известных аукционах. Свои новинки представили собрания "местного значения", например музеи Суворова, Ахматовой и Достоевского, дворцы Ораниенбаума, Гатчины и Павловска. Из нескольких тысяч предметов, которыми пополнились петербургские коллекции за последние пять лет, организаторы выставки выбрали около 300. Все они были приобретены за счет петербургского бюджета, который даже во время кризиса 1998 года сумел сохранить строчку на пополнение музейных фондов. Суммы, выделяемые на эти цели, не поражают числом нулей, однако то, что они сохраняют тенденцию к увеличению, не может не радовать. Так, в 2000 году Петербург выделил на приобретение новых экспонатов 6,7 млн рублей, в 2001 - 7,5 млн, в текущем - около 8,5 млн рублей. В отличие от других учреждений, которые сначала получают финансирование, а затем решают, как лучше его распределить, музеи делают наоборот. У частных коллекционеров, в антикварных магазинах, а то и на блошиных рынках они находят предметы, которые так и просятся в коллекцию. Если собственных средств на их приобретение не хватает (а чаще всего именно так и случается), музей направляет заявку в комитет по культуре. И уже существующая при ведомстве экспертно-закупочная комиссия решает, стоит ли тратить бюджетные средства именно на эти раритеты и какова их реальная цена. "Конечно, как и в любом другом деле, успех частично зависит от умения убеждать, - считает директор Музея хлеба Марина Яковлева. - С другой стороны, эксперты, а среди них много именитых искусствоведов, следят за тем, насколько музей следует единой линии, единой концепции. Выделяемых средств не так много, чтобы покупать все подряд, поэтому эксперты "дают добро" только на те предметы, которые обещают стать заметной частью существующей или создаваемой экспозиции". Есть ли среди приобретений последних лет предметы, которые стали откровениями для музейщиков? Виктор Файбисович, заместитель председателя закупочной комиссии и сотрудник Эрмитажа, говорит, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. "Не может быть единого мнения о том, что считать удачным или самым ценным приобретением. Коробки из-под конфет начала XX века - настоящий раритет для Музея хлеба, но их ценность совсем не так бесспорна для Музея-дворца в Павловске, который собирает фарфор". По мнению Виктора Файбисовича, истинная ценность предметов всегда субъективна в отличие от их рыночной цены, которую и призваны определять эксперты из комиссии при комитете по культуре. Выставка в новом зале объединяет самые разные предметы конца XIX - начала XX века. Здесь вы можете увидеть жестяные коробки из-под монпансье, резные бивни слона и носорога, портреты Екатерины II и Павла I, французские бальные платья, старинные формочки для бисквитов, театральные программки к постановкам позапрошлого века и многое другое. Объединить все эти вещи в единую экспозицию было невероятно сложно, но от этого выставка кажется еще интересней. P. S. А вот Государственный музей-заповедник "Царское Село" пополняет свою коллекцию не только за счет приобретений, но и за счет даров. На днях холдинговая компания передала ему в дар акварель известного французского мастера Жана-Батиста Изабе "Портрет Александра Первого. 1815". На портрете, написанном Изабе в 1815 году, государь изображен с орденом Меча и четырьмя орденами на пряжке. Этот оригинал был признан одним из наиболее удачных по портретному сходству и вскоре стал своеобразным эталоном императорского портрета, многократно повторявшегося с небольшими вариациями как в миниатюрах, так и литографиях. До недавнего времени он находился в одной из частных коллекций.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.