ПЕРЕПРАВА К "ЕВРОПЕЙСКИМ ПРОЛЕТАРИЯМ"

"Соединяет берега седой паромщик" - помните, была такая песня про патриархальную тихую переправу, еще Алла Пугачева пела? Нечто такое деревенское, лирическое... Проект, который недавно был представлен в правительстве Ленинградской области, - строительство паромной переправы, призванной связать Усть-Лугу, Калининградскую область и порты Германии, - от лирики далек и, напротив, весьма прагматичен. Но назначение его все то же - "соединять берега".<br>Один берег - это будущий порт в Усть-Луге, практически незамерзающий, пригодный к круглогодичной эксплуатации. В перспективе он сможет переваливать на своих терминалах около 35 миллионов тонн грузов в год, из которых - опять же в перспективе - на порты Германии придется порядка 3 с половиной миллионов тонн грузов. Что касается собственно паромной переправы, по прогнозам специалистов, в ее использовании проявят заинтересованность не только Германия, но и Франция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Австрия. У этих стран есть встречные грузопотоки с Россией. В настоящее время специалистами просчитываются возможные выгоды паромного сообщения в сравнении с другими видами транспорта - автомобильным, водным.

И вот сейчас стоит взглянуть на тему со стороны другого берега. В составе нашего федерального округа есть область, которая не граничит с остальными северо-западными субъектами Федерации (как и с Россией вообще), - это Калининградская область. Но ее все равно можно считать соседней областью - соседом по Балтийскому побережью. Одной из ключевых калининградских проблем, без сомнения, нужно считать транспортную. Чисто на бытовом уровне мы все знаем, что железнодорожный билет до Калининграда по стоимости равен авиабилету, что ехать нужно через Балтию или Польшу, что последние вводят визовый режим, что родное российское федеральное законодательство время от времени устраивает такие кунштюки, которые боком выходят своим же производителям и грузоперевозчикам... Когда говорят о Калининграде - в России прежде всего говорят о его стратегическом значении. В странах Евросоюза - о бедственной социально-экономической ситуации... Если быть чуть-чуть циником, и тех и других понять можно. От Москвы до Кенига (это сокращение прежнего имени города давно вошло в бытовой обиход, почти как Питером именовали Петербург и в ленинградские времена) далеко, между ними чуть ли не буферная зона, и в сознании более важное место занимает Балтфлот и военные базы. А Евросоюз готовится к приему новых стран, и если рядом с этими странами будет бедный регион с рекордными показателями по СПИДу и наркомании, в силу экономических проблем грозящий ростом криминала, - для Европы он будет считаться потенциальной угрозой. Угрозой не физической, не военной, разумеется, тем более что основная военная сила здесь - Балтфлот - для европейцев отнюдь не является чем-то неизведанным и пугающим. Представители стран НАТО, а также министерств обороны Литвы и Польши регулярно встречаются с руководством флота, устраивают консультации, создают совместные рабочие группы по конкретным вопросам. И все равно угрозой. Депрессия в регионе оборачивается в том числе и общественной депрессией, на фоне которой могут возникать экстремистские настроения, которые заразны... Без преувеличения можно сказать, что в современной Европе в свете происходящих в ней перемен "калининградский вопрос" является самым острым, чуть ли не наравне с "балканским". А для России он еще важнее и острее - и это необходимо осознать, - потому что в отличие даже от братской Сербии калининградская земля является частью России... Внушает оптимизм, что все заинтересованные в благополучном решении стороны демонстрируют взвешенность подходов и не рубят сплеча. Выход из положения (в частности, с пресловутой визовой проблемой) пока еще не виден в туманной дали. Не подходит ни вариант некоей "свободной зоны", ни "особый статус" Калининграда в рамках РФ, ни совсем уж экстравагантные предложения, время от времени появляющиеся на интернет-сайтах. Нужен, как говорится, консенсус - ситуация как раз та, в которой никто не может "надавить" на другого и заставить действовать по-своему... В этой связи, казалось бы, такая частная тема, как паромная переправа между Ленобластью, Калининградской областью и Германией, приобретает важное звучание. Грузопотоки. Прямая и экономически выгодная транспортная связь - стимул и толчок к развитию экономики - производства, инфраструктуры. Реальная интеграция - в рамках Балтийского побережья, в рамках Северо-Западного региона. ...Депутат Калининградской областной думы Владимир Ежиков на днях делился с корреспондентом "НВ": "Мы отнюдь не чувствуем себя кем-то "оккупируемыми". Скорее, наоборот - пока не нужными никому толком, ни Европе, ни России. Какие-то европейские пролетарии". И очевидно: избавить от таких комплексов не могут ультрапатриотические заявления. Сближают интеграционные процессы в экономике. Как будто бы первые ласточки появляются...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.