УМЕНИЕ "ПРОЧЕСТЬ" КУЛЬТУРУ

Сегодня 80 лет со дня рождения Юрия Лотмана<br>Хотите, скажу вам пароль, с помощью которого вы сможете сойти за своего среди филологов или даже больше, среди гуманитариев вообще? Вот он: Лотман, Тарту, семиотика. Стоит вам произнести эти слова, и вас или примут с распростертыми объятьями, или растерзают на месте (честно говоря, возможен и такой вариант), но вы уже не будете чужаком. <br>Потому что как бы ни относились современные исследователи к идеям московско-тартусской семиотической школы и, в частности, к лидеру ее эстонского отделения Юрию Михайловичу Лотману, отрицать огромное влияние этой школы и этого ученого на развитие гуманитарной мысли невозможно.

Но чтобы поддерживать разговор, одного этого пароля, конечно, недостаточно. А разговаривать придется, ведь сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Ю. М. Лотмана, и филологи не пропустят этой знаковой даты. Они заполнят город, оккупируют общественный транспорт, возьмут почту, телефон, телеграф, ну и так далее, по накатанному сценарию. Деться будет некуда, придется бить врага его же оружием. Для этого - небольшая спецподготовка. Итак, запомните, что структурализм - научное направление в лингвистике и литературоведении, зародившееся еще в начале XX в. Структуралисты рассматривали человеческий язык как систему знаков. Семиотикой же называется общая теория знака. И метод, используемый в гуманитарных науках, является структурно-семиотическим. С помощью этого метода изучают язык, литературу и человеческую культуру в целом. Советская школа семиотики начала складываться в Москве, но именно Ю. М. Лотман, преподававший с 1950 г. в Тарту, наиболее последовательно применил структурные методы в изучении литературы. (В Тарту он, кстати, оказался из-за очередной волны антисемитских репрессий, хотя вполне мог рассчитывать на аспирантуру в ЛГУ, блестяще окончив филологический факультет, несмотря даже на семилетний перерыв на военную службу и войну). С 1960 г. Юрий Михайлович занимает кафедру русской литературы Тартусского университета, получает докторскую степень в 39-летнем возрасте. С 1964 года в Тарту под его руководством проходят регулярные летние конференции по вторичным моделирующим системам (не упустите момент ввернуть этот термин: вторичными моделирующими системами называют все знаковые системы, более сложные, чем естественный язык, к примеру искусство), издаются сборники "Труды по знаковым системам" (в первом публикуются его "Лекции по структуральной поэтике", сейчас ставшие классикой). Круг тем, изучаемых семиотиками, расширяется - от литературных текстов до "текстов" (т. е. всего, что несет смысл) искусства и культуры в целом. 1970 г. - выходит в свет другая важнейшая теоретическая работа Лотмана "Структура художественного текста". Лотман продолжает преподавать, вести активную научную деятельность, он становится академиком Норвежской, Шведской, Эстонской академий, членом-корреспондентом Британской академии, лауреатом Пушкинской премии РАН и т. д. До сих пор труды Лотмана лидируют среди филологических сочинений по количеству переводов на разные языки. В принципе, этих сведений достаточно, чтобы завтра пройти проверку на благонадежность у любого семиотика, который встретится вам на пути. Но как быть, если вам и впрямь захотелось познакомиться с семиотикой в более приватном порядке? Возьмите лотмановский том комментариев к "Евгению Онегину", и вы обнаружите, что знакомый, казалось бы, затертый школой до дыр текст романа заиграет новыми красками. Откройте его книгу "Сотворение Карамзина", и вы поймете, что через биографию может открыться целая эпоха культуры. "Анализ поэтического текста", "Статьи по типологии культуры", "Семиотика кино и проблемы киноэстетики" - работа за работой, и вы будете читать текст культуры по-иному.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.