ВСТРЕТИМ ЮБИЛЕЙ БЕЗ ПЯТЕН. НЕФТЯНЫХ
Свое 300-летие морская столица России может встретить со сведенными мостами, а десятки танкеров окажутся на приколе в соседних портах. Городские власти рассматривают возможность ограничения нефтяной навигации по Неве на время юбилейных торжеств с тем, чтобы неожиданная авария не испортила праздник гостям. <br>По данным ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", за период летней навигации 2001 года на питерских причалах было обработано 3,2 млн тонн нефтепродуктов, что на 26 процентов превышает показатель позапрошлого года. Сейчас на предприятии полным ходом идет реконструкция, призванная расширить возможности терминала и сократить время обработки потенциально опасных материалов. Так что поток нефтеналивных судов к его причалам имеет шанс возрасти и в этом году. Но в разговорах о развитии судоходства по Неве, особенно о перевалке нефтепродуктов, почти всегда делается акцент на поступлениях в бюджет, при этом редко вспоминают об ущербе, который приносят Петербургу ночные караваны.
В среднем за год в акватории Невы и Финского залива фиксируется около 40 аварийных разливов нефтепродуктов. Аварийными их называют работники спасательной службы, на деле же многие "аварии" оказываются запланированными. Сдача одной тонны льяльных (остаточных) вод обходится судовладельцам в 10 долларов - деньги не большие, но и их пытаются экономить, поэтому ночью некоторые незаконопослушные капитаны дают команду очистить танки. Течение тут же подхватывает маслянистое вещество, чаще всего обеспечивая злоумышленнику алиби. Хотя в нашем городе действует сразу две инспекции, задача которых найти проштрафившееся судно и наложить соответствующее взыскание, виновник намеренного загрязнения, как правило, остается безнаказанным. Даже если нарушитель определен, взыскать ущерб не всегда представляется возможным. Петербург остается одним из немногих крупных портов мира, куда может зайти судно, ответственность владельца которого не застрахована. В этом случае все расходы на ликвидацию возможных последствий аварийных ситуаций ложатся на городской бюджет.
Минувшая навигация не стала исключением. Аварийные службы ликвидировали в прошлом году 32 нефтеразлива на судоходной части акватории города и еще 4 - на малых реках города (Волковке, Смоленке, Мурзинке и Охте). По данным комитета по природопользованию, работа на каждом объекте продолжалась от недели до 1,5 мес. Во многих случаях найти виновных, а тем более взыскать с них ущерб, не удалось.
После нескольких лет раздумий администрация Петербурга в прошлом году приняла так называемый план ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов). В соответствии с ним в Петербурге планируется создать три опорных пункта в добавление к ныне действующему пункту на причалах судоремонтно-судостроительного завода "Спецтранс". По словам директора ГУП "ПиЛАРН" Николая Федорова, аварийные бригады будут дежурить в верховьях Невы - на причалах Обуховского завода, на реке Охте и в Кронштадте. "Создание сети опорных пунктов прежде всего позволит сократить время в пути к месту аварии. До сих пор нефтесборщикам порой приходилось тратить по 3-4 часа, чтобы добраться в какой-нибудь отдаленный район Невы или Финского залива", - говорит Николая Федоров. По его словам, опорный пункт в верховьях Невы откроется уже в этом году. Средства на его создание выделяет компания "Эко Феникс Холдинг", которая собирается построить терминал по перевалке мазута на территории Обуховского завода.
Оставшиеся два пункта должны открыться в 2003 году, когда качество Невы, как и облик исторического центра или состояние основных магистралей, должно быть если не безупречным, то близким к парадному. Летом 2002-го и, особенно, 2003 года Неву будут патрулировать специальные суда, призванные не только своевременно ликвидировать нефтяные пятна, но и оказывать на нерадивых моряков то же действие, что соломенное чучело на ворон. Впрочем, возможно, что подобные профилактические меры будут нацелены на весьма ограниченный круг моряков. По мнению Николая Федорова, "на период празднования 300-летия Петербурга необходимо ужесточить контроль прохождения нефтетанкеров под мостами, а также рекомендовать фирмам пересмотреть планы работ". Вряд ли бизнесмены по своей воле приостановят на неделю перевалку нефти и сопутствующие этому денежные потоки, так что, если эта инициатива будет одобрена градоначальником, судовладельцам наверняка придется становиться в очередь за специальными разрешениями.