ГЕДИМИНАС ТАРАНДА ТАНЦУЕТ ТАНГО
На сцене Театра оперы и балета имени Мусоргского московский Имперский русский балет под управлением Гедиминаса Таранды представил премьеру балета "Последнее танго" в постановке Георгия Ковтуна. <br>Впрочем, премьера - только для Петербурга. В Москве спектакль уже прошел. То, что его все же решили представить в Петербурге, - загадка. Дело в том, что в прошлом году на сцене ДК Ленсовета уже был показан балет "Грезы любви" Аллы Сигаловой с костюмами Александра Васильева. В нем же должен был выступить и Гедиминас Таранда. Но не выступил. Создатели благополучно рассорились еще накануне московских показов, засим последовало некоторое выяснение прав на спектакль, не вполне завершенное и к нынешнему моменту. Вероятно, оттого программок к нынешнему спектаклю Имперского балета напечатать не решились. И это правильно. "Последнее танго", по сути, калька "Грез любви" - от сценографии и сюжета до музыки и постановочных ходов.
То, что для премьерного показа была выбрана именно эта сцена, объяснимо "местожительством" постановщика - Георгий Ковтун занимает должность ассистента главного балетмейстера Театра имени Мусоргского. Цепь танго и прочих "декадансных" танцев нанизана на треугольник отношений главных героев. Остальное - танцы, танцы, танцы. Тут постановщику полное раздолье. Соло, дуэты разных видов, ансамбли, кордебалетные выходы... Все это следует одно за другим в неком марафоне "нон-стоп". И утомляет однообразием приемов. Например, Ковтун любит симметрию. Потому если движение сделано в одну сторону - следует ждать такого же и в другую. К концу спектакля начинаешь подозревать, что основная задача, которую решает постановщик, - стремление протянуть время хотя бы до минимального объема спектакля. И это Ковтуну в полной мере удается: после двухчасового спектакля (включая антракт) выходишь с чувством, что высидел как минимум трехчасовой (без антракта).
Можно понять авторов спектакля, которые не смогли отказаться от выигрышного сюжета - истории парижской эмигрантки-балерины, да еще с любовными страстями. Но если у Сигаловой атмосфера "русского Парижа" органично возникала благодаря костюмам Александра Васильева, благодаря чувству стиля самой танцовщицы и хореографа, то в нынешней премьере если и брезжила какая-то атмосфера - то разве что собственно Имперского балета. Но имперская антреприза Гедиминаса Таранды - не антреприза из бывшего императорского театра. И способна быть лишь фоном для приглашенных звезд. Собственных личностных сил явно недостаточно. Оттого и танго в исполнении Гедиминаса Таранды более похоже на курс движений для поддержания физического тонуса. Но не на балет.
Классический же образец программ Имперского балета был показан до премьеры на сцене Театра консерватории. Здесь выступали приглашенные звезды Мариинского балета - Фарух Рузиматов и Юлия Махалина. Исполнив главные партии в "Шехеразаде", по одному сольному номеру и выйдя в финальном апофеозе, они и стали основным содержанием программ. Хотя назвать эти выступления в числе удачных для самих звезд было бы преувеличением.