УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА НАДО ВЫПОЛНЯТЬ, СЧИТАЕТ ДИРЕКТОР КИНОСТУДИИ "ЛЕНФИЛЬМ" ВИКТОР СЕРГЕЕВ И... ПОДАЕТ В ОТСТАВКУ
Вот уже пять лет Виктор Анатольевич возглавляет старейшую киностудию страны, которую он принял от своего предшественника Александра Голутвы в состоянии критическом. Цифра долга достигала суммы в четыре с половиной миллиарда неденоминированных рублей. Но речь сейчас не об этом, а о том, что почти год назад президент Российской Федерации подписал указ об акционировании государственных киностудий. В их числе оказался и "Ленфильм" наряду с другими питерскими киностудиями, сохранявшими статус государственных, а также с московскими гигантами - "Мосфильмом" и студией имени Горького. Настала пора выполнять указ высшего должностного лица страны. И здесь-то возникла сенсация - отставка директора "Ленфильма".
По словам Виктора Сергеева, во-первых, он выполнил обязательства перед студией и Александром Голутвой (ныне заместителем министра культуры России, курирующим кино), отработав обещанные пять лет. Во-вторых, еще хочет сам снимать настоящее кино, а пост директора студии ему только мешает. В-третьих, благодаря усилиям Виктора Анатольевича и его команды "Ленфильм" начал вставать на ноги, зарабатывая себе на жизнь и на производство новых картин. Очевидная гордость Сергеева - новая тон-студия для озвучания фильмов в системе Dolby Digital Suround, которая только за февраль нынешнего года принесла дохода в один миллион рублей. В-четвертых, заключив договор с холдингом "Медиа-мост", "Ленфильм" обрел уникальную возможность в рамках действующего законодательства зарабатывать деньги, используя свой богатейший фонд фильмов.
Однако похоже, что именно этот договор и является тем узлом, который никак не развязывается при распутывании всей ситуации с акцинированием и возможной отставкой Сергеева. Договор заключен в 1998 году сроком на 10 лет и включает в себя телевизионные права на ленфильмовские картины, снятые до 1992 года (всего таких названий в коллекции студии около девятисот, из них семьсот игровых и двести телефильмов). Партнер "Ленфильма" четко выполняет финансовые обязательства. За четыре года студия получила за телепрокат своих лент 260 миллионов рублей, из которых 120 миллионов ушло на модернизацию ее технической базы. Естественно, выплачивались и авторские вознаграждения создателям картин (их нынче в строю около восьмидесяти человек). Несколько лет назад никто и предположить не мог, что именно кинонаследие сможет "кормить" cтудию и тех, кто на ней работает. Виктор Анатольевич с гордостью сообщил, что их зарплата индексировалась гораздо быстрее, чем происходил рост цен. На вопрос же о нынешней стоимости коллекции "Ленфильма" директор с гордостью ответил: "35 миллионов долларов". Те же персоны, которые, по его словам, затеяли акционирование, оценивают кинофонд гораздо дешевле, что и вынуждает Сергеева видеть во всей операции некий тайный смысл.
Тем не менее схема акционирования расписана достаточно четко. Образуется два государственных унитарных предприятия - творческо-производственное объединение "Киностудия "Ленфильм" и "Кинофонд". Назначаются временно исполняющие обязанности руководители. Когда завершится юридическое оформление раздела, то тогда объявляется соответствующий конкурс на должности руководителей новых предприятий. Что касается ТПО "Ленфильм", то предполагается его реорганизация в акционерное общество. Кинофонд же остается полностью в руках государства. Виктор Сергеев считает, что этим не будет допущена приватизация наследия студии.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ПРИВАТИЗАЦИИ
Другое дело, что он не согласен с позицией министра культуры Швыдкого, требующего занизить оценочную стоимость кинофонда и тем самым сделать его как можно более привлекательным для потенциального инвестора (читай - владельца).
Директор "Ленфильма" вполне определенно высказался в адрес конкретных персон: Бориса Березовского, Бади Патаркацишвили, Михаила Лесина и Михаила Швыдкого (в бытность его руководителем ВГТРК), которые уже пытались осуществить подобную приватизацию кинофонда. Расчет их был прост. При демонстрации только одного фильма размещается рекламы примерно на 50 тысяч долларов. Тогда как средневзвешенная стоимость одного телепоказа для фильма, снятого в советское время, равняется 7-7,5 тыс. долларов. Прибыль можете подсчитать сами. Другое дело, что названные лица ушли в тень по разным причинам. И Сергеев просто не понимает, кому выгодно затеянное акционирование, ибо нет в этой операции конкретной экономической цели. Ведь права на коллекцию "Ленфильма" при всех организационных раскладах все равно останутся в руках "Медиа-моста" до 2008 года включительно.
На самой студии к акционированию относятся спокойно. Многие режиссеры, которых мы пытались расспросить на эту тему, лишь отмахивались руками и говорили о собственной занятости. "Некогда мне, я кино снимаю" - типичный ответ этих дней. Те, кто имеет отношение непосредственно к наследию "Ленфильма", также не драматизируют ситуацию. Союз кинематографистов России во главе с Никитой Михалковым тоже не проявляет особого беспокойства. Руководители других студий к процессу акционирования относятся по-разному, но их, как и многих, смущает неясность с фигурами будущих инвесторов и возможных реальных руководителей. В этом вопросе консолидируются и сам Виктор Сергеев, и Сергей Сельянов, и Владимир Грамматиков, и другие видные деятели отечественного кино. Пожалуй, ответ на подобное недоумение и развеет сомнения, и успокоит кинематографическую общественность. А может быть, только усугубит подозрения в том, что президентский указ инициирован в интересах сугубо конкретных лиц, имеющих собственные виды на развитие отечественной киноиндустрии. Недаром говорил незабвенный шеф гестапо Мюллер в телесериале "Семнадцать мгновений весны": "Ясность - это одна из форм полного тумана".
Любопытным в этой связи прозвучал один из финальных тезисов Виктора Анатольевича, утверждавшего, что частных вложений в кинопроизводство в настоящее время в России практически не происходит, потому что кинематограф сам по себе убыточная отрасль. И даже такой суперхит, как "Брат-2" Алексея Балабанова, не окупает произведенных на его съемки затрат. А на кинопрокатном рынке он стоит ничуть не дороже "Тельца" Александра Сокурова. Но почему-то, несмотря на столь пессимистическую сентенцию одного из самых опытных профессионалов кинобизнеса, в нашей стране растет производство фильмов. Тот же "Ленфильм" отнюдь не производит впечатление запустения и застоя.
СВОЙ ЧЕРЕД ЖИЗНИ
Нельзя сказать, что здесь жизнь бьет ключом, но работа идет постоянно и напряженно. Только из уст директора журналисты услышали название нескольких картин, которые находятся в производстве. Завершена картина Валерия Рыбарева "Прикованный" c Владимиром Гостюхиным и Аллой Клюкой в главных ролях. Начался производственный процесс по съемкам исторической картины Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" - третьей части трилогии, посвященной истории России XVIII века. Лидия Боброва не оставляет деревенской темы, снимая фильм "Бабуся". Полным ходом идет работа над циклом "Кино Петербурга в лицах", посвященным 85-летию студии и 300-летию Санкт-Петербурга. Это документальный рассказ о легендарных именах блистательной режиссерской плеяды мастеров ленинградского кино.
Отсняв "Русский ковчег", продолжает работу над тетралогией "Человек и власть" Александр Сокуров. Третья часть будет посвящена судьбе японского императора Хирохито, который привел свою державу к катастрофе во Второй мировой войне. Близится к завершению и работа Ирины Евтеевой над полнометражным анимационным фильмом "Петербург". Не говоря уже о том, что производственная база "Ленфильма" нарасхват используется сторонними компаниями для производства фильмов и сериалов.
Проще говоря, никакой паники по поводу начала реализации указа президента об акционировании государственных киностудий не наблюдается.
Сам Виктор Анатольевич на момент написания этой статьи по-прежнему остается на своем посту. "Мы - люди законопослушные, а потому указ будет выполнен в любом случае", - заявил режиссер Сергеев, тяжело вздохнув.