КАЖДОМУ ПЕНСИОНЕРУ - ПО МОБИЛЬНИКУ?
Итак, по всей видимости, повременная оплата за телефон ждет нас уже во второй половине этого года. Минсвязи недвусмысленно дало понять, что препятствия в виде протестов потребителей, решений антимонопольного комитета (обязавшего защитить абонентские линии от незаконных подключений) и даже целых регионов ничего не значат, если на карту поставлено само существование операторов проводной связи.
О том, что линии связи находятся в катастрофическом состоянии, в последнее время было сказано много "добрых" слов. Большинство АТС устарели морально и физически и требуют срочной замены. То же самое можно сказать и о другом оборудовании. В частности, пару лет назад руководство тогда еще Петербургских телефонных сетей вполне официально сообщало, что в центре города до сих пор эксплуатируются телефонные кабели, проложенные аж до Первой мировой войны. В то же время растут требования к телефонным сетям, растет нагрузка - причем, помимо обычной, голосовой связи, в телефонные сети вошли автоопределители номеров, факсы и интернет.
Понять связистов можно - им неоткуда взять деньги на модернизацию сетей, поэтому они и собираются вводить повременную оплату. Да еще и внести в тарифы, помимо текущих эксплуатационных расходов, так называемую инвестиционную составляющую - средства, как раз и предназначенные для приобретения и установки нового оборудования.
Как говорится, связистов граждане понимают - но кто бы понял граждан. Ведь большинство тех, кто беспокоится о повышении платы за телефон, - это пожилые люди, пенсионеры, ветераны, инвалиды. Им ведь позвонить, просто поболтать с подружкой или старым приятелем - подчас как воды из крана напиться. Встретиться тяжело, а город большой, ноги болят, муниципальный транспорт не ходит... Связисты уверяют, что эта категория горожан от введения "повременки" только выиграет - так, по их словам, показала практика в тех городах, где "повременка" уже есть. Это логично: пожилые люди экономят на всем (поди проживи на пенсию), и нет сомнения, что будут экономить и на телефоне. Вместо того чтобы обсудить сериал или поведение племянника, будут только вопрошать: "Жив еще?", - чтобы услышать в ответ: "Жив". Вот и все общение.
Кроме того, может статься, что, помимо предприятий и организаций, пенсионеры останутся единственной категорией абонентов операторов проводной связи в силу своей консервативности. Люди более молодые, энергичные и прогрессивные уже сегодня переходят на мобильную связь: только в Петербурге абонентов сотовой связи уже свыше 1,2 миллиона. Кроме того, сотовая связь имеет тенденцию к удешевлению: конкуренция обязывает (и это при фактическом отсутствии так называемой ценовой войны). Если в свое время мобильный телефон был непременным атрибутом исключительно нового русского (наравне с золотой цепью и "мерседесом"), то сегодня "трубы" есть и у средней руки коммерсантов, водителей маршруток, студентов и школьников. Не говоря о так называемых корпоративных телефонах, используемых по служебной надобности во многих фирмах.
Когда по пути повышения тарифов и введения повременной оплаты пошли связисты соседней Эстонии, страна столкнулась с интересным явлением: абоненты стали отказываться от стационарных телефонов. Действительно, зачем держать дома стационарный телефонный аппарат, если мобильные есть у всех членов семьи, да и стоит их эксплуатация столько же, если не дешевле. То же касается и небольших предприятий. Такая ситуация складывается не только в Эстонии, просто эстонцы ближе к нам географически и начинали реформы почти одновременно с Россией...
Разумеется, в Эстонии тарифы на мобильную связь много ниже, чем у нас, а тарифы на "проводную" - выше. Но и у нас "мобильные тарифы" снижаются с выходом на рынок все новых и новых операторов. Так что может статься, что с очередным повышением "Северо-Западный Телеком" не досчитается именно тех абонентов, со стороны которых ожидается получение прибыли после введения "повременки": мобильные телефоны у них уже есть. Другое дело - пенсионеры... Хотя как знать...