НЕФТЯНЫЕ ПЯТНА ПРИГОВОРЕНЫ К РАССТРЕЛУ
В начале августа на невскую воду будет спущено судно, обещающее стать флагманом экологического флота Петербурга. Закладка универсального нефтесборщика состоялась вчера на морском заводе "Алмаз". Корабелы называют этот проект не только выгодным заказом, но и своим вкладом в подготовку к 300-летию.<br>Флотилия предприятия "Пиларн", созданного для борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов, сегодня состоит из нескольких катеров и двух нефтесборщиков. В этом году, как говорит директор предприятия Николай Федоров, бюджет Петербурга впервые за последние шесть лет выделил запланированную сумму на поддержание технического состояния судов, поэтому сейчас, пока река скована льдом, нефтесборщики находятся в ремонте. К началу навигации они будут приведены в порядок, настолько, конечно, насколько позволяет их почтенный возраст - 20-30 лет. Несмотря на годы, суда продолжают нести свою вахту на водных просторах.
Каждый год на Неве фиксируется около 40 аварийных разливов нефтепродуктов, устранять которые не на чем, кроме как на этих тихоходных судах (их скорость 4-6 км/час). "Порой, чтобы добраться до места аварии, приходится тратить по четыре часа на дорогу", - говорит Николай Федоров, который почти семь лет пытался убедить администрацию в необходимости строительства быстроходного и универсального судна. Сегодня, когда это уже решенный вопрос, Федоров говорит, что за все эти годы ему ни разу не пришлось услышать от высокопоставленных чиновников Смольного, что такое судно не нужно. Напротив, все понимали его необходимость, просто у города были другие, более насущные заботы. Только в октябре 1999 года, когда авария на "Нефтерудовозе-7", выпустившем в акваторию несколько тонн мазута, грозила лишить мегаполис единственного источника водоснабжения, эта проблема получила приоритетный статус. Потребовалось еще полтора года, чтобы забота об окружающей среде получила документальное подтверждение в виде контракта между администрацией города и заводом "Алмаз".
Корабелы с "Алмаза" построили практически весь экологический флот нашей страны - с их стапелей сошел теплоход "Россия", знаменитые "экопатрули" и "экопротекторы", однако ни разу они не строили судно, призванное бороздить невские воды. Как говорит председатель совета директоров завода Игорь Егоров, новый контракт стоимостью 33 миллиона рублей (представители администрации называют сумму 39 миллионов рублей) выгоден для предприятия не только с финансовой точки зрения, но и с гражданской: "До сих пор мы строили суда для других городов и стран. Теперь строим нефтесборщик в том числе и для себя, как для жителей Петербурга".
Новое судно будет отличаться от предшественников прежде всего быстротой и универсальностью. Его скорость составит около 10 узлов (20 км/час), что позволит обеспечить оперативную локализацию и уборку нефтяных пятен. В отличие от двух старых нефтесборщиков оно будет оборудовано механизмами для сбора чистых нефтепродуктов. Иными словами, вместо того чтобы проглатывать смесь из 95% воды и 5% нефтепродуктов, оно сосредоточится на горючей жидкости с 5-7-процентной примесью воды. Кроме того, судно будет оснащено 200 метрами донновых заграждений и потому сможет выполнять несвойственную для нефтесборщика функцию - локализовать разливы. Однако самым большим его достоинством обещает стать пушка для распыления сорбента, спроектированная конструкторами ЦКБ "Рубин". Поглотители нефтяной пленки будут использоваться в тех местах, куда судно не может подойти - на мелководье или в камышах. Пушка может распылять сорбент на расстояние до 40 метров, а потому черная пленка может быть собрана в самых недоступных прежде местах.
Новый нефтесборщик начнет работать уже в августе - сначала на испытаниях, затем - на трудовой вахте. Его строительство финансируется из экологического фонда Петербурга. Однако, как считают эксперты, чтобы обезопасить город от аварийных нефтеразливов, число которых растет пропорционально увеличению объемов перевозимых по Неве грузов, Петербургу необходимо еще два подобных судна.