ОТ АВАНГАРДА ДО НАШИХ ДНЕЙ
За одиннадцать лет своего существования фестиваль "От авангарда до наших дней" заметно подрос и возмужал. Круг его интересов расширился, увлечения стали более разнообразными. Вспомните, ведь еще год назад любимой "игрушкой" организаторов и гостей была музыка, а сейчас они с интересом исследуют возможности изобразительного искусства. Современного. Ведь язык давно прошедшего авангарда одиннадцатилетнему "подростку", наверное, кажется старомодным. А вот в еще не систематизированном многообразии наших дней он чувствует себя как рыба в воде. И даже раздает руками своих создателей призы за лучшую книжную иллюстрацию, лучшую авторскую книгу, лучший экслибрис, лучшую гравюру...
Для того чтобы все было как у взрослых, в рамках фестиваля организовали Международную биеннале графики (предполагается, что такая выставка будет проходить в Петербурге регулярно). Причем желающих принять в ней участие оказалось не просто много, а очень много. Экспозицию пришлось разместить сразу в нескольких залах и зальчиках: Выставочном центре Союза художников, художественном центре "Невограф", галерее "Артгавань", "Подвале Бродячей собаки" и даже Малом зале Филармонии. Мастера графики из России, Франции, Эстонии и Украины заполнили своими творениями все предложенные пространства и, вероятно, пожалели об их скромных размерах - ведь каждому (или почти каждому) хотелось поучаствовать во всех конкурсах и представить работы во всех номинациях... А в результате получилось нечто, характерное именно и только для наших дней: море графики без конца и края, живущее по своим, никем пока не описанным законам, волнуемое диссонансами, пенящееся небрежностью (одна этикетка оказалась на недосягаемой высоте, другой не оказалось вовсе...).
То есть некоторые робкие попытки систематизации предприняты были (малые формы печатной графики попытались скучковаться на втором этаже Выставочного зала Союза художников, авторская книга разместилась на первом). Но даже эти расплывчатые границы оказались ненадежными - в царство графики вторглась скульптура, а смешанные техники смешались с офортами.
Можно только позавидовать мастерству и опыту членов жюри, позволившему каким-то непостижимым образом выловить из общего океана победителей. И посочувствовать тем, кому награды не досталось. (Может, их работы просто не оказалось в нужное время на нужной стенке?)
Ведь, с одной стороны, одиннадцатилетним свойственно отвергать авторитеты. А с другой - испуганно цепляться за те, что еще не отвергнуты. Так что идеалом и ориентиром для участников выставки был избран недавно ушедший академик Владимир Ветрогонский. А Гран-при вручили Валерию Мишину - автору очень узнаваемых, вневременных работ.
Вообще-то членов жюри можно понять. В бурных волнах современной графики творения этого художника выделяются своей внутренней тишиной. Его листы напоминают увеличенные отпечатки доисторических папоротников на осколках песчаника. Паутинный узор хрупких листьев на глазах у изумленной публики вырастает в крону дерева. Рябь рыбьей чешуи сливается с плетеньем сетей. А оттиск газетного листа превращается в древнюю реликвию. И столь же холодно, столь же отстраненно выглядят иллюстрации Мишина к "Пиковой даме" - герои кажутся высохшими экспонатами зоологической коллекции (что-то вроде бабочек и жучков, насаженных на булавку и прикрепленных к пожелтевшим листам). В них есть своя элегантность, но озноб мешает зрителю насладиться ею сполна.
Книжку-гармошку Юрия Ноздрина под названием "Спич" (получила премию в номинации "Авторская книга") найти потруднее. Она примостилась на стеклянном стеллаже, как на полке, и не слишком выделяется из компании соседей. В ней (как и в них) отлично отражены суетливые ритмы повседневности, беспорядочное мироощущение наших дней и наше неумение привести себя к гармонии. Обрывки фраз, осколки цвета и шрифта, задумчиво повисшие шнурки от книжки-папки - каждая мелочь сама по себе весьма выразительна, но все они одиноки.
А вот "Книга самурая", оформленная Вадимом Григорьевым-Башуном никаких призов не получила. К сожалению. Ее оправленные в металл страницы иссечены мечом первого читателя, ее фотоиллюстрации рождены в мире самураев и призраков, а ее формат соответствует масштабу ее мудрости. И требованиям экспозиции, которая легко поглощает малые формы и оставляет шанс только гигантам.
Впрочем, за неимением общей концепции каждый из зрителей забрасывает свои сети и вытягивает собственный улов. Иногда весьма впечатляющий. Хоть и не отмеченный жюри.