ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - ЕЩЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Сегодня у нас в гостях директор агентства "СеверИнформ" Анна Смирнова (на снимке). Внимательные читатели давно обратили внимание на то, что под многими информациями на полосе "Северо-Запад" стоит подпись "СеверИнформ". Агентство базируется в Вологде, но освещает жизнь не только этого замечательного города, а дает информацию по всему Северо-Западу. Сегодня у нас - презентация "СеверИнформа".
- Анна, пару лет назад в одной из центральных газет был помещен обзор информационного рынка России. Речь шла об информационных агентствах и говорилось, что на тот момент возникла масса региональных проектов, однако "для них нет ниши". Но прошло время, многие центральные СМИ закрывают региональные проекты, а ваше агентство живет... Расскажите о том, как вы начинали, какова концепция "СеверИнформа" и в чем вы видите смысл и "нишу" регионального агентства?
- "СеверИнформ" был создан в 1999 году. Cначала была сформирована корреспонденсткая сеть в Вологодской области и нескольких окружающих регионах. Сейчас агентство охватывает все субъекты Федерации Северо-Западного округа и ряд регионов от Ярославской области до Чукотки. Поскольку на сегодня Северо-Запад России является приоритетной географической сферой для нас, мы сами позиционируем себя как субнациональное информационное агентство.
Центральный офис был и остается в Вологде. Что касается "ниши" для регионального информационного агентства, то это действительно очень высококонкурентный рынок. В связи с тенденциями к мультимедийности СМИ и их все большей связи с интернетом любое региональное агентство фактически конкурирует одновременно со всеми национальными и другими близкими по географии и тематике агентствами и с печатными и вещательными СМИ своего региона.
Мы это видим по каждому из 14 регионов, охваченных нашей корсетью. В этой ситуации единственный способ найти свою нишу и сохранять конкурентоспособность - постоянно производить качественный продукт - оперативные, достоверные и взвешенные новости.
- Сейчас на Северо-Западе большое количество информационных потоков, буквально лавина информации. Чем вы руководствуетесь при выборе информации, что вы считаете вашим "коньком"?
- Наши критерии отбора информации достаточно традиционны для информагентства. В чем, возможно, мы оригинальны - в наших принципах информационной политики. Вкратце вот они: агентство старается отстаивать интересы простых людей - жителей северо-запада. Мы сохраняем политическую нейтральность (точнее - толерантность), при разумно-консервативном отношении к существующей политической системе. В информационном потоке дня мы стараемся сохранить жизненность, если так можно выразиться, "одушевленность" событий. И еще мы ориентируемся не на "жареную", а на "качественную" информацию (поэтому нас особенно радует, когда нашу информацию цитирует "качественная" пресса).
- Расскажите, пожалуйста, о ваших взаимоотношениях и вашем взаимодействии с органами власти и общественными организациями.
- Мы ориентируемся на сотрудничество с властями как на уровне руководства агентства, так и на уровне наших корреспондентов, соблюдая при этом вышеназванные принципы нашей информационной политики. В составе делегации Ассоциации СМИ Северо-Запада (сопредседателем которой, к слову, является редактор вашей газеты Алла Манилова) мы встречались с губернаторами Ленинградской, Архангельской, Калининградской областей, другими высокопоставленными региональными и федеральными чиновниками.
Я думаю, региональные лидеры сейчас прекрасно понимают, что качественная, объективная и систематическая информация "вовне" о событиях в их регионе - важное условие формирования нормального имиджа (в том числе инвестиционного) данного региона. К сожалению, такую государственническую позицию не всегда разделяют чиновники в регионах. Например, в Вологодской области "медийные" чиновники воспользовались тем, что губернатор много времени проводит за пределами области, решая важные для Вологодчины вопросы.
Бюрократы сделали все, чтобы противопоставить губернатора и "СеверИнформ" и бойкотировать наши инициативы по сотрудничеству с губернатором. Как будто бы привлекательный социальный и инвестиционный имидж Вологодчины больше всего нужен "СеверИнформу". Но тем не менее мы работаем с администрацией области. Вменяемых чиновников все-таки гораздо больше.
Что касается общественных организаций, то мы не только активно работаем и готовы работать практически со всеми организациями, находящимися в рамках правового поля, но и зачастую совместно инициируем социально направленные акции. Например, в феврале совместно с Вологодской ассоциацией политических наук, Вологодским отделением Медиасоюза и другими участниками мы начали акцию "Белый город", направленную против использования "грязных" технологий в СМИ Вологды.
- На днях советник полпреда президента в СЗФО Андрей Курылев сказал, что программа "Диалог", окружной проект, наиболее успешно реализуется (именно в сфере информационного взаимодействия) в Вологодской области. Расскажите, пожалуйста, подробнее о взаимодействии с программой "Диалог".
- Наше взаимодействие с программой "Диалог" и вообще с полпредом президента в СЗФО и его аппаратом было, наверное, неизбежным, поскольку еще за год до известного президентского указа о создании федеральных округов мы объединили все 11 регионов будущего Северо-Западного округа. Естественно, мы ничего не знали о готовящемся указе, но теперь уже можно сказать, что он оформил идею, которая действительно носилась в воздухе.
Таким образом, у Северо-Западного полпредства и у нас был общий взгляд на единое информационное, экономическое и т. д. пространство нашего округа, с этого и началось взаимодействие. На примере программы "Диалог" полпредство продемонстрировало как умение грамотно транслировать свои идеи, так и способность создать механизм учета пожеланий простых людей. Сеть "диалоговских" общественных приемных позволила услышать голос не только областного центра, но и районов. Причем это не "отфильтрованная" районными и областными властями информация, а самая что ни на есть живая народная правда. Естественно, для нас это уникальный канал эксклюзивной информации. Вологодская область лидировала и по числу общественных приемных, и по общественному резонансу вокруг них.
Мы широко используем "диалоговскую" информацию в нашей новостной ленте, сделали специальную страничку программы "Диалог" на нашем сайте www. severinform.ru, активно работаем с авторами онлайновой версии "Диалога". Хотя программе "Диалог" еще только исполнится год, уже сейчас можно сказать, что это одна из самых удачных инициатив полпредства. И в информационном и политическом планах программа уже состоялась.
- Сегодня делается многое для создания на Северо-Западе единого информационного пространства, однако сегодня в этом пространстве много разрывов. В частности, Петербург порой кажется выключенным из общего процесса. На ваш взгляд, из-за чего это происходит - виной тому страх регионов перед "новой столицей", петербургский снобизм или что-то еще? Какое место петербургские СМИ, по вашей оценке, занимают сегодня на Северо-Западе и какое место, по-вашему, они могут занять в перспективе?
- В последние десятилетия питерские (ленинградские) СМИ не воспринимались как общенациональные. Да и сейчас, согласитесь, формат большинства петербургских СМИ ориентирован на проблематику города, в лучшем случае - области. По этой причине в регионах (в том числе и на Северо-Западе) эти СМИ не интересны. А если писать в питерских СМИ о событиях в других областях - то это неинтересно основной аудитории - петербуржцам.
Получается замкнутый круг. Ситуация стала реально меняться только за последний год. Региональная ограниченность интересов публики постепенно преодолевается, но это долгий процесс. Единое информационное пространство Северо-Запада - еще в младенческом возрасте. Если нынешние тенденции к общности северо-западных интересов сохранятся, все равно в ближайшие годы в Мурманске или Сыктывкаре питерские газеты не вытеснят местные. На мой взгляд, есть две ниши для вхождения петербургских СМИ в регионы: сетевые радиостанции и онлайновые СМИ. Но и в этих нишах будет жесткая конкуренция. В более отдаленной перспективе, вероятно, сформируется несколько мощных субнациональных северо-западных СМИ, но они вовсе не обязательно выйдут из Петербурга.
- Интересно, каков состав творческого коллектива "СеверИнформа": количество сотрудников, региональные корреспонденты (в других регионах), их средний возраст, жизненный опыт и т. д. Как решаются в агентстве кадровые вопросы, нет ли оттока кадров (например, как из Петербурга в Москву)?
- Кроме генерального директора у нас есть главный редактор, его заместитель, коммерческий директор, несколько корреспондентов по Вологде, корреспонденты в 14 регионах (в среднем по 2 в каждом регионе), секретарь, водитель, в общем более 40 человек (не все в штате). Не так уж и мало для регионального СМИ, но и не много, если учесть, что по индексу цитируемости и рейтингу это региональное агентство №1 в России.
Как и в любом информационном агентстве, наш главный капитал - корреспонденты, база данных и существующая система менеджмента. Корреспонденты наши очень разные, но все они очень способные люди. Возраст в основном от 20 до 30 лет, хотя энергию и напор молодости мы стараемся уравновесить опытом зрелости. Мы практически не берем людей из других СМИ, поскольку, во-первых, считаем это не совсем этичным, а во-вторых, технология работы агентства такова, что учиться все равно придется заново.
Поскольку наше агентство независимое, у меня полный карт-бланш в подборе персонала. Мне не надо брать на работу чьих-либо родственников или протеже. Согласитесь, это немалое конкурентное преимущество. И еще для нас, особенно для центрального офиса, очень важен командный дух коллектива. А насчет оттока кадров...
Несколько наших сотрудников перешли в другие организации. Их пригласили в пресс-службы и в СМИ на приличные условия. Одна девушка уехала в Петербург. Да, эта проблема есть. И я сделала для себя два вывода. Первый: если у нас переманивают сотрудников, значит, мы действительно берем на работу стоящих людей и делаем их еще более стоящими. Второй: мы не собираемся быть "кузницей кадров", поэтому необходимо выстроить систему защиты коллектива, при которой переманивать наших сотрудников станет бессмысленным.