РОЯЛИ БЕЗ КУСТОВ

Я не принадлежу к страстным поклонникам творчества писателя Григория Чхартишвили (то бишь Б. Акунина). Ну разве что в метро или поезде почитать - оно вполне даже завлекательно. Так что даже и не знаю, с чьей легкой руки пошло гулять мнение, будто его романы - это "интеллектуализированная и изысканно стилизованная Агата Кристи". Детективная интрига - так себе. Слишком много роялей в кустах, слишком "подставляются" ситуации и разгадки. А вот насчет стилизации... Ну, правда, иронический и несколько нарочито архаизированный язык акунинских вещей и в самом деле весьма симпатичен и довольно долго не приедается.

Но собственно Акунин и его творчество и не заслуживало бы здесь специального разговора, кабы не премьера экранизации "Азазеля", показанная недавно по ОРТ. Фильм, которого ждали, который СМИ "пиарили" так долго и с такой страшной силой, что фактически уговорили захотеть его смотреть. Во всяком случае, автор этих строк, в момент демонстрации "Азазеля" занятый по работе, упросил домашних записать фильм на видеомагнитофон, дабы не пропустить показ, "которому суждено стать культовым" (я это выражение прочла уже не помню в какой газете, и очень оно меня впечатлило). И вот. "...Не образумлюсь, виноват..." Сказать, что гора родила мышь, - это не сказать ничего. Будь мастер детективов господин Акунин поопытней, он бы смекнул, что в этакой-то ситуации надо бы соломки подстелить, то бишь вмешиваться в кинематографический процесс по минимуму (а лучше и вовсе оставаться в стороне). Тогда, глядишь, в случае успеха: "Вот он, Я; я сочинил, я разрешил, я молодец!" В случае провала: "Киношники - уроды, ничего не соображают, Фандорин не тот, сюжет исковеркан, мои изящные нюансы грубо искорежены". Увы, всю ответственность господин писатель изначально взял на себя. И Фандорина-то (Илья Носков, Александринский театр) одобрил, и режиссера-то сам выбрал. И глаз со съемочного процесса не спускал. Достоевский - и тот бы строже и пристрастнее к собственной экранизации не отнесся. Так что трехчасовая жвачка, преподнесення нам ОРТ, - это плод совместных усилий создателей опуса. Режиссера Александра Адабашьяна, который по предыдущим профессиям - кинохудожник (очень хороший!), кинодраматург (замечательный); да и как режиссер ранее проявил себя весьма достойно. И писателя. О котором уже говорилось выше. То, что в детективе концы с концами не сходятся, это ужасно. То, что в ленте из определенной эпохи эпохою и не пахнет (липа прет изо всех щелей), - это в общем тоже не очень, хотя можно пережить. И в самом же деле, не Достоевский, и даже не господин Крестовский (автор "Петербургских тайн"). Но когда вся эта клюква разворачивается в пределах одного... даже не квартала, а одного угла одной аллеи... Когда знаменитые актеры с безупречным профессиональным прошлым творят такое... (не понимаю, что нужно было сделать с Мариной Нееловой, чтобы она не сумела оправдать пять примитивных фраз?!) это уж не говоря об актерах рангом пониже... Однако чего это я придираюсь?! Гримасничающие актеры? Но что им делать, если нет даже намека на характеры, одни голые функции. Впрочем, пардон. И вовсе не голые, очень даже одетые. Но одетые, увы, так, что лучше б были голыми... А когда оператор елозит камерой взад-вперед, его жаль: бедняга просто не понимает, что, собственно, ему в этом провинциальном театре снимать? (Я, хоть убейте, не могу понять, чего такого нашла съемочная группа в Карловых Варах, чего нельзя было снять в Москве! На экране этого, во всяком случае, не видно.) Собственно же детективная история превратилась в одну большую задачку, старательно подогнанную под ответ. Не успевает что-то случиться, как господин Фандорин, наморщив хорошенький лобик, восклицает: "Я понял!", а умудренные опытом прожитой жизни, утомленные служебной иерархией и осведомленные в бюрократических проблемах российской действительности чиновники немедленно берут под козырек и стремительно (это в России-то!) начинают выполнять. Мало того, достаточно вышеупомянутому юноше произнести магические слова: "Я сам явственно слышал, как он произнес "Азазель!", как никто не сомневается в том, что и действительный статский советник (!!!), и дипломат, и бог еще знает кто - члены преступной группировки (нынешним языком говоря). Это у нас-то, с веками сложившимся чинопочитанием! Какая-то мистификация, в которой ни на один вопрос нет вразумительного ответа, ни у одного поступка нет никакого мотива, ни у одной ситуации - ни малейшего оправдания. На все вопросы один ответ: "А вот так!" Игра? Наверное. Судя по тому, как легко и безнаказанно кругом падают трупы, как просто и естественно относится к ним господин Фандорин, как этот румяный покемон в огне не горит и в воде не тонет. Но и тут вопрос к автору: "А что вы, сударь, собственно, затевали изначально?" Если не получается гнать детективную интригу, решили прикрыть это дело тем, что в быту называют "стеб"? Но и тут усесться меж двумя стульями не вышло. Детектив не удался, стеб удался и того менее. Вот, говорят, теперь "Азазеля" намерен экранизировать Пол Верховен. Что у него выйдет, неизвестно, но у них, в Голливуде, с авторами не очень церемонятся. Интригу пропишут специалисты, актеров подберут. Концы увяжут на американский манер. Ну что ж, поживем - увидим. Может быть, блин, вышедший комом, остудит головы всех, кто, задрав штаны, ринулся экранизировать романы Акунина? Может быть, им станет ясно, что весь этот бум его экранизаций - одна гигантская пиар-акция, организованная одаренным мистификатором.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.