ЧТО МОЖЕТ, ЧТО ДОЛЖЕН, ЧТО ДЕЛАЕТ
В Петербурге местное самоуправление (МСУ) в его нынешнем виде существует уже четыре года. Создание 111 муниципальных образований (МО), за которыми сразу закрепилось наименование "микрорайонные", изначально воспринималось многими скептически, как рискованный управленческий эксперимент.
Судя по невысокой явке на выборы МСУ избирателей, "муниципальная идея" ими так и не овладела, не показалась достаточно привлекательной. Тем не менее муниципальные советы были сформированы при участии основных политических сил. Причем, как известно, из всех политических организаций наиболее высоких результатов добилось движение "Развитие предпринимательства", создавшее "Блок Оксаны Дмитриевой". О каком же опыте функционирования органов МСУ можно сегодня говорить?
"Прежде всего меня как экономиста, профессионально занимающегося вопросами бюджетных отношений, не удовлетворяет степень эффективности МСУ, явно несоизмеримая с финансовыми затратами на содержание муниципальных структур", - отмечает Оксана Дмитриева, доктор экономических наук, заместитель председателя Бюджетного комитета Госдумы и один из лидеров движения "Развитие предпринимательства". И действительно, с одной стороны, на финансирование МСУ направляется около 3% всех доходов городского бюджета, то есть порядка 2 млрд руб., - деньги весьма значительные по масштабам Петербурга. С другой стороны, муниципалитеты фактически не имеют сколько-нибудь определенных полномочий, под которые выделялись бы средства, нет и четко формируемых бюджетов МО - со своими доходными источниками и расходами на выполнение конкретных функций.
Передача МСУ функций, предусматриваемых законодательством, а вместе с ними - соответствующего финансирования и объектов собственности идут очень медленно. По сути, из реальных полномочий муниципалы получили только опеку и попечительство, хотя, казалось бы, органы МСУ должны заниматься главным образом вопросами благоустройства, жилищно-коммунального обслуживания, обеспечения порядка и т. д. Оксана Дмитриева убеждена: "Недопустимо, когда отношения между городом и МО почти не формализованы и остаются каким-то "устным жанром". На мой взгляд, по аналогии с взаимоотношениями между Федерацией и регионами город должен заключать договора с муниципалитетами с однозначным разграничением доходных и расходных полномочий, с указанием объема передаваемых полномочий и порядка определения размера трансфертов - в зависимости от экономического потенциала каждого конкретного МО". Неприемлемо и то, что вопреки классическим принципам разделения властей в муниципалитетах одна и та же структура выполняет функции как законодательного, так и исполнительного органа: принимает бюджет, расходует его, более того - сама как бы "контролирует" использование средств!
Отсюда недостаточная эффективность МСУ, громоздкая и дорогостоящая система муниципальной власти, которая, имея небольшую зону ответственности, вынуждена львиную долю бюджетов тратить на свое содержание.
Возможно, целесообразно вновь вернуться к организации МСУ на уровне районов - это может разрешить ряд нынешних проблем. Однако это дело будущего, в условиях же сегодняшней специфики МСУ значительную роль в обеспечении его нормальной работы способны играть политические организации. "Я разрабатывала российский Бюджетный кодекс, чтобы в стране меньше воровали, и я сделаю все, чтобы люди, которые вместе со мной шли на выборы, оказавшись в муниципальных органах власти, придерживались этих принципов", - говорит Оксана Дмитриева. Партия или движение, отвечая после выборов за выдвинутых ими кандидатов, должно становиться подобием ОТК, порой более эффективным по сравнению с деятельностью различных контрольных и финансовых органов. Именно так "Развитие предпринимательства" выстраивает свои взаимоотношения с депутатами муниципальных советов, избранных при поддержке "Блока Оксаны Дмитриевой" (кстати, на его долю приходится примерно 10% всех депутатов).
Прежде всего координационный совет блока принял решение, что расходы на содержание органов МСУ не должны превышать 15% бюджета МО. Всем депутатам также рекомендовано отказываться от установления доплат и оказания "материальной помощи". Официальная зарплата "муниципала" и так доходит до 14-15 тыс. руб., что в 1,5 раза выше, чем у депутатов Госдумы (объем же работы и ответственности перед избирателями несопоставим!). И, по словам председателя координационного совета блока Натальи Петуховой, депутаты в большинстве своем придерживаются этих рекомендаций; в некоторых муниципалитетах они даже отказались от работы на постоянной, то есть оплачиваемой, основе. Кроме того, комиссия блока по бюджету и финансам анализирует осуществляемые муниципалами закупки товаров и услуг, ведь не секрет, что именно в этой сфере благодаря завышению цен могут происходить основные злоупотребления. Например, если при анализе стоимости строительства детской площадки выясняется, что она превышает средний уровень цен, то это становится сигналом к проведению проверки. И, как заверяет Оксана Дмитриева, "заботясь о качестве своих рядов, мы принимаем все меры, чтобы наши депутаты действительно работали, и уж тем более не собираемся покрывать тех, кто проворовался!"
Это не пустые слова. Так, в МО "Купчино" представители блока, недовольные работой "своего" председателя совета, потребовали от него добровольно уйти в отставку. "Мы неоднократно ставили вопрос о переизбрании, считая неприемлемым, что совет возглавляет человек, замешанный в различных злоупотреблениях, нарушениях при расходовании средств, - рассказывает Антон Шилов, один из депутатов от "Блока Оксаны Дмитриевой". - Мы принимали самое активное участие в проверках Контрольно-счетной палаты и правоохранительных органов, оказывали всю необходимую помощь".
Совершенно абсурдны утверждения, что депутатов МСУ чуть ли не насильно загоняют в ряды движения "Развитие предпринимательства". "Организация "Развитие предпринимательства" весьма многочисленна, - говорит Оксана Дмитриева. - Мы не скрываем, что в своей работе в муниципалитетах готовим людей к деятельности на более высоком уровне. Каждый должен показать себя в деле сначала на низшем звене властной вертикали, и затем уже мы, партия "Развитие предпринимательства", будем решать, кого стоит выдвигать на более высокие должности - депутатов ЗС, Госдумы и т. д. Конечно, если человек не прошел "испытание властью" на муниципальном уровне и, избравшись, тут же забыл о своих предвыборных обещаниях, то ему не следует дальше заниматься политической деятельностью".
Складывающаяся сегодня партийная система - реальность. И нужно говорить не о том, что кто-то "разбирает" по партиям политиков, а о том, что это будет способствовать формированию современной политической элиты, отличающейся в первую очередь профессионализмом и ответственностью - на всех уровнях, начиная с муниципального...