ХРАМ БОЖИЙ ПРОТИВ ХРАМА ЗНАНИЙ?

БИБЛИОТЕКА ИМ. МАЯКОВСКОГО МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ СВОЕГО ЗДАНИЯ НА НАБЕРЕЖНОЙ ФОНТАНКИ, 44<br><br>Библиотека даже больше, чем школа, подходит под определение "храм знаний". Здесь, как в культовом учреждении, царит атмосфера сосредоточенности, посетители говорят полушепотом, а книги хранят всю человеческую мудрость. <br>По большому счету Церковь и библиотека делают одно и то же - направляют человека к истине, и кто из них добился больших успехов на этом поприще - вопрос, ответ на который сугубо личный. Между тем в Петербурге сейчас сложилась ситуация, в которой, возможно, придется выбирать между Божьим храмом и храмом знаний.

ХРАМ, У КОТОРОГО 90 ТЫСЯЧ ПРИХОЖАН В главном здании библиотеки им. Маяковского на набережной Фонтанки, 44, даже сейчас, когда семестр только начался, выстраиваются очереди. Небольшие - десять-пятнадцать предусмотрительных студентов, которые надеются закончить свои рефераты и курсовики до майских праздников, когда их сокурсники начнут брать библиотеку штурмом. Уже через месяц очередь в библиотеку начнут занимать за полтора часа до ее открытия, а в читальных залах не останется свободных мест. Тот, кто по долгу учебы или по зову сердца регулярно посещает публичные книгохранилища, наверняка согласится, что библиотека им. Маяковского является самой популярной библиотекой города. Тому есть веская объективная причина - после переводов части фондов Публичной библиотеки с набережной Фонтанки в новое здание на Московском проспекте читатели, в основном студенты, предпочли остаться в центре города. Иного пути, кроме как в библиотеку им. Маяковского, у них не было, тем более что она находится в двух шагах от колонного здания, куда они спешили прежде. Впрочем, даже в то время, когда здание на Московском проспекте только строилось, библиотека на Фонтанке, 44, не испытывала недостатка в читателях. Дело в том, что это учреждение всегда шло на шаг впереди остальных, внедряя новые технологии в свою, по существу, консервативную деятельность. Сегодня ни одна другая библиотека города не предоставляет читателям столь богатый выбор новых книг, столь объемный перечень услуг и столь обширную программу встреч с интересными людьми. К тому же за последние десять лет библиотека превратилась в уникальный культурный и образовательный центр, где можно выучить иностранный язык, сдать экзамен и поступить в зарубежный университет. Британский совет, Американский образовательный центр, библиотека им. князя Голицына предоставляют горожанам доступ к самой актуальной информации о научных, культурных и образовательных программах. Именно поэтому залы Маяковки ежедневно посещают более 2,5 тысячи человек, а всего в нее записаны более 90 тысяч читателей. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ Несмотря на столь впечатляющие результаты, сотрудники библиотеки заглядывают в будущее без оптимизма, опасаясь, не придется ли им менять адрес своей работы. В здании на набережной Фонтанки, 44, находящемся сейчас в городском управлении, до революции располагалось подворье Свято-Троицкой лавры. Оно включало монастырскую гостиницу, церковную лавку и домовую церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1920 году деятельность обители была приостановлена, а в 1939 году решением Комиссариата правительства в бывшее Фонтанное подворье перевели центральную коммунальную библиотеку (в 1953 году ей присвоили имя Маяковского). Тем не менее если вы заглянете на сайт Троице-Сергиевой лавры (www.stsl.ru), то в списке 10 подворий увидите и этот петербургский адрес, хотя за последние полвека лавра была представлена в этом здании только небольшой лавкой, которая в начале 1990-х годов торговала здесь товарами широкого употребления. В 1992 году наместник обители архимандрит Феогност (Гузиков) обратился в правительство Петербурга с просьбой о возвращении здания Православной церкви, вернее, Троице-Сергиевой лавре. Мэр Анатолий Собчак своей рукой написал тогдашнему руководителю КУГИ Сергею Беляеву: "Ни одного кв. метра никаким подворьям не передавать. Если свободен подвал - организуйте там книжный магазин. Б-ка Маяк. - одна из старейших и лучших в городе. Об исполнении доложить". Тогда же патриарх всея Руси Алексий II приостановил притязания Церкви на это здание, отозвав послушника, который был направлен в наш город для решения этого вопроса. Прошло девять лет и четыре месяца, и архимандрит Феогност вновь обратился к нынешнему руководству города с той же просьбой. Спустя две недели библиотеку посетили комиссии комитета по управлению городским имуществом и комитета по охране памятников. Не оставив после себя никаких актов, контролеры удалились, однако ситуация продолжала развиваться. Вопрос "НВ", знает ли губернатор о ситуации вокруг библиотеки Маяковского, явно не понравился Владимиру Яковлеву. Вместо прямого ответа на вопрос он спросил корреспондента "НВ", стоит ли возвращать помещение лавре, и, не дождавшись нашего мнения на сей счет, продолжил: "До сих пор мы возвращали все..." Интонация позволила предположить, что Смольный не намерен изменять этой традиции. ЧАСОВНЯ С ВЫХОДОМ В ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Несмотря на то что о конфликте осведомлен сам губернатор, библиотека пока не получила ни одного документа, в котором были бы изложены пожелания обители. Директор учреждения Зоя Чалова говорит, что из неофициальных разговоров с сотрудниками КУГИ она сделала вывод: лавра претендует на помещение, где ныне находится Центр выпускников американских образовательных программ. Открытый в сентябре 2000 года, этот центр призван способствовать профессиональному продвижению молодых россиян, прошедших на обучение в США. Ремонт и оборудование этого центра обошлись американским налогоплательщикам в 100 тысяч долларов. Полуподвальное помещение с голыми кирпичными стенами пригодно для существующего компьютерного класса или возможного церковного магазинчика, но для церковного подворья оно слишком мало. Заведующая канцелярией Троице-Сергиевой лавры Любовь Карасик сообщила "НВ": "Мы хотели бы восстановить нашу часовенку". Для этого придется вырубать потолок и высвобождать помещения второго этажа, где сейчас располагаются библиографический отдел и отдел хранения. Пока не ясно, рассчитывают ли представители Церкви на помощь городского бюджета в этом деле, однако даже если лавра возьмет все затраты по восстановлению домовой церкви на себя, то стоимость перевода библиотечных отделов в другие помещения - это точно городская забота. Возникает резонный вопрос: не легче ли найти для Троице-Сергиевой лавры другое помещение, а библиотеку оставить в покое, тем более что здание на Фонтанке полностью реконструировано и отремонтировано под ее нужды (заметьте, за счет привлеченных, а не бюджетных средств). Однако, как сообщила Любовь Карасик, обитель настаивает именно на доме № 44, чтобы "восстановить часовенку". По ее словам, ни в Петербурге, ни в Ленобласти нет подворья обители, именно поэтому "наместник хочет прийти сюда". БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДДЕРЖКУ Желание архимандрита Феогноста прийти на невскую землю совпало с пристальным интересом комитета по управлению городским имуществом к библиотеке. Председатель КУГИ Валерий Назаров в интервью "Информ-ТВ" объяснил интерес своего ведомства к библиотеке ее хозяйственной деятельностью. По словам Назарова, помещение площадью 26 квадратных метров, на которое сейчас претендует лавра, используется не по назначению. Центр выпускников американских образовательных программ, по данным Назарова, платит арендную плату библиотеке, а не КУГИ, причем ее размер недостаточно велик. Комитет намерен назначить зарубежным образовательным организациям (Британскому совету и АСПРЯЛу), располагающимся в соседнем здании, условия аренды на коммерческой основе. Что же касается Центра выпускников, то его, похоже, эта участь не ждет - если городские власти решат передать помещение лавре, то, конечно, без всякой арендной платы. Директор библиотеки Зоя Чалова говорит, что во многом благодаря зарубежным центрам возглавляемое ею учреждение стало таким, каким мы его видим сейчас. "Все эти годы они оказывали нам материальную помощь, вкладывая средства в пополнение фондов, техническое оснащение. Без их реальной помощи мы не смогли бы провести реставрационный ремонт в двух зданиях, ведь город на это не выделил ни копейки. Если им назначат огромную арендную плату или вытеснят с Фонтанки, то вряд ли они смогут впредь помогать библиотеке. И тогда, придя сюда лет через пять, вы ее не узнаете..." ПОСЛЕСЛОВИЕ Несмотря на отсутствие закона о реституции и даже наличие президентского указа, не разрешающего передачу Церкви объектов культурного и образовательного назначения, чиновникам почему-то стало неудобно, неприлично и даже грешно отказывать священнослужителям. Представители различных конфессий продолжают просить о возвращении им зданий, которые - и это естественно - находятся в центре крупных городов. Музей Арктики и Антарктики, расположенный в здании бывшей Единоверческой церкви, отдал верующим один придел и едва не оказался выкинутым на улицу. В Центральном районе ученики школы вынуждены учиться в маневренном фонде, в то время как их прежнюю школу намерены передать религиозной организации. Наверное, на каждый из отрицательных примеров можно привести сотню положительных, однако и этих двух достаточно, чтобы задуматься. В Конституции сказано, что в нашей стране Церковь отделена от государства. Сказано и о свободе вероисповедания, что означает, что каждый россиянин волен выбирать сам: быть ему православным, мусульманином или атеистом. Вера в Бога - с точки зрения закона - ничуть не лучше и не хуже неверия, и выбирать между ними надлежит каждому человеку наедине с самим собой. Когда же выбор чиновников затрагивает десятки тысяч горожан, то последнее слово здесь должно остаться за законом и за народом. К слову, обращение россиян к православию происходит стремительно. Тем более нельзя забывать о том, что в этом процессе обе стороны - и общество, и Церковь - должны проявлять предельную деликатность. Нельзя, ни в коем случае нельзя ставить людей перед выбором: храм Божий или храм знаний. Сбор подписей в защиту Маяковки уже начался.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.