ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕ ТЕАТРА

Вчера в Мариинском театре в последний день балетного фестиваля "Мариинский" состоялось открытие памятника императрице Марии Александровне.

Свое имя Мариинский театр получил именно в честь этой императрицы. Правда, как известно из истории, не сразу. Открытый на месте нынешней Мариинки в 1847 году театр был театром-цирком. И хотя к 1854-му цирковые представления здесь прекратились, на поступившее год спустя предложение назвать театр Мариинским царь ответил отказом. И неудивительно: подруга жизни Александра II, гессенская принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, что нечасто случается в династических браках, была избрана цесаревичем по любви. Как и все "первые леди" государства, императрица занималась благотворительностью. Под ее покровительством развивалось женское образование: были учреждены женские гимназии, женские епархиальные училища. Она курировала Общество слепых и положила начало российскому обществу Красного Креста. В начале 1859-го театр-цирк сгорел, и к осени появился высочайший указ об именовании нового строящегося пятиярусного театра Мариинским. С таким именем он открылся в 1860-м. Кстати, архитектор Альберто Кавос, ученик знаменитого Карла Росси, в свое время был отмечен французским орденом Почетного легиона за проект здания Парижской оперы. Традиция же установки в театре памятников выдающихся личностей началась в 1876 году, когда был установлен бюст Михаила Глинки, композитора - основоположника русской национальной оперы, "Жизнью за царя" которого и открывался Мариинский театр. Причем деньги на этот памятник были собраны по подписке. В начале ХХ века возникла идея создания галереи портретов. В этот фонд кроме частных пожертвований шли средства от "целевых" спектаклей театра. В интерьерах театра до сих пор находятся бюсты Медеи и Николая Фигнеров работы Флоренса Ромонелли, Ивана Ершова и Федора Стравинского работы Дмитрия Стеллецкого. В 1913-м в честь 50-летия работы в театре был создан бюст Эдуарда Направника. После революции эта традиция не получила продолжения. Лишь в 1995 году имена Марии и Александра появились на восстановленном над царской ложей медальоне с их объединенным вензелем, увенчанным двуглавым орлом. Вновь установленный бюст императрицы дополнил интерьер фойе Направника, в дореволюционном Мариинском театре служившего своеобразным мостиком между зрительской и закулисной сферами театра. Это копия находящегося в Павловске единственного в России скульптурного портрета императрицы работы Проспера Д‘Эпине. Спонсором открытия памятника стал Внешторгбанк, постоянный партнер Мариинского театра.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.