ГУБЕРНАТОР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВЛАДИМИР ЕГОРОВ: КАЛИНИНГРАД - ЕВРОТУПИК ИЛИ EВРОМОСТ?
В начале марта Калининград был в центре российской и европейской политики. Здесь находился с рабочим визитом председатель правительства РФ Михаил Касьянов, который встречался со своими коллегами из Польши и Литвы Лешеком Миллером и Альгирдасом Бразаускасом. В это же время здесь проходила XI сессия Совета государств Балтийского моря (СГБМ) на уровне министров иностранных дел. Все эти мероприятия были посвящены одной теме - перспективам развития Калининградской области в условиях расширения Евросоюза.
Владимир Григорьевич, как вы оцениваете итоги этих саммитов?
- То, что и федеральное руководство, и представители стран Балтии и Евросоюза всерьез озаботились калининградским фактором, заслуживает самой высокой оценки. На мой взгляд, обсуждение этой проблематики прошло достаточно продуктивно и имеет хорошие перспективы.
- Чем конкретным компенсируется долготерпение калининградцев?
- Компенсация обязательно будет, хотя и не сиюминутная. И коснется она практически каждого из почти миллиона жителей нашей области. Михаил Касьянов, Виктор Черкесов, руководители министерств и ведомств страны приезжали сюда, чтобы окончательно выверить положения недавно принятой Федеральной целевой программы развития региона, рассчитанной на 2002 - 2010 годы. Цель ее - повышение уровня жизни калининградцев, находящихся в отдалении от остальной России, за границами двух суверенных государств.
На совещании в администрации области было предусмотрено выделить в нынешнем году не менее миллиарда рублей на создание и развитие первоочередных объектов инфраструктуры региона - энергетических и транспортных. Имеется в виду, в частности, сооружение новой ТЭЦ-2 и реконструкция действующего газопровода, строительство глубоководного порта Восточный в Балтийске, модернизация федеральных дорог, соединяющих Калининград с Россией и сопредельными государствами.
- Но какое отношение имеют эти объекты к повышению уровня жизни калининградцев и предстоящей европейской глобализации?
- Самое непосредственное. Ведь благополучие населения напрямую зависит от состояния экономики. А каким оно может быть, если планируемое вступление Литвы в ЕС и перевод ее энергосистемы на евростандарт могут оставить регион без электроэнергии, которая поступает к нам сегодня с Ленинградской АЭС транзитом через Литву?
То же и с транспортным комплексом, объединяющим порты, железную дорогу и автомагистрали, авиационное сообщение, а также таможенно-пограничные переходы на литовском и польском направлениях. Их техническое состояние и возможности уже давно не соответствуют современным требованиям. Согласитесь, что сложно убеждать отечественных и зарубежных грузовладельцев пользоваться услугами наших незамерзающих портов, когда известно, что морской канал, соединяющий их с Балтикой, обеспечивает лишь одностороннее движение судов тоннажем не более 25 тыс. тонн, а Калининградская железная дорога загружена вдвое больше своей проектной мощности. Кто сюда пойдет с грузами, зная, что потеряет здесь много времени и средств?
Не соответствуют европейскому уровню и федеральные автомагистрали, ведущие из Калининграда в Вильнюс, Минск, Москву, на Советск и далее на Ригу и Петербург. Что же касается и дорог в направлении российско-польской границы, то сейчас работает только одна, очень перегруженная, грузовая транспортная линия в направлении перехода Багратионовск - Безледы, которая нуждается в срочной модернизации. Надо достраивать дорогу на Эльблонг - бывшую "берлинку" - и возводить новый современный переход "Мамоново-2 - Гжехотки", чтобы обеспечить беспрепятственный проезд грузового транспорта по этой будущей трансевропейской магистрали.
На реконструкцию нужны значительные капитальные вложения, которые и выделяет федеральный центр, с тем чтобы область была не "евротупиком", а транспортным мостом, связывающим Россию с Западом, чтобы через нашу область шли грузопотоки в обоих направлениях, обеспечивая людей высокооплачиваемой работой, а бюджет - доходами.
Или возьмем промышленность региона, которая сегодня обеспечивает 44,3 процента доходной части областного бюджета. Ее вклад постоянно растет, но не теми темпами, которые необходимы для динамичного развития региональной экономики и удовлетворения социальных нужд населения. Главная причина - в устаревших основных фондах, обновление которых также требует немалых затрат. Да, федеральная программа не предусматривает прямых капиталовложений в производство, но, обеспечивая инфраструктурную составляющую, она предоставляет калининградским предпринимателям возможность для привлечения инвесторов, которых интересует, в первую очередь, наличие электроэнергии, дорог, воды, очистных сооружений и т. п.
- Не последнюю роль играет, наверное, и то, насколько благоприятны законодательные условия для прибыльного развития бизнеса?
- Совершенно верно. Такие условия сегодня обеспечиваются федеральным законом "Об особой экономической зоне в Калининградской области", хотя он тоже нуждается в совершенствовании. Планируется, что проект нового, модернизированного закона будет подготовлен уже в этом году.
- По Калининградской области принимались десятки правительственных постановлений, которые так и не были выполнены. Предыдущая федеральная целевая программа, рассчитанная на 1998- 2005 годы, была профинансирована всего на 1,5 процента. Где гарантия, что новая будет реализована в полном объеме?
- Новая программа является своего рода обязательством России перед Евросоюзом, от которого, в свою очередь, она тоже требует адекватных обязательств. Так, на днях принято решение о начале модернизации системы водоснабжения и очистных сооружений Калининграда, на что выделяется почти 57 млн долларов. Три четверти этих средств представляют собой безвозмездные гранты и кредиты европейских финансовых институтов.
Совместно с польской стороной и при финансовой поддержке ЕС предусматривается строительство упомянутого перехода "Мамоново-2 - Гжехотки". Аналогичное решение готовится и по сооружению перехода на российско-литовской границе в районе города Советск.
Калининградская проблема должна решаться общими усилиями России и стран Евросоюза. И, я думаю, это положение будет закреплено и конкретизировано на июньском саммите глав правительств СГБМ, который намечено провести в Петербурге.
- А что будет с транзитом пассажиров и грузов на Россию и обратно через территории Польши и Литвы?
- Визы будут введены. Польша уже объявила, что вводит визовый режим для граждан России с 1 июля будущего года. Такое же решение примет, видимо, с осени 2003 года и Литва. На переговорах с главами правительств этих стран стоял вопрос о том, чтобы эти визы были доступными для калининградцев по цене не более 5 долларов, и многократными.
Что касается режима транзита, то решение по этому вопросу должно быть принято в нынешнем году. Во всяком случае, комиссар ЕС Кристофер Паттен пообещал представить предложения о "легком транзите" не позднее мая этого года. Как вариант возможен железнодорожный проезд пассажиров и провоз грузов через территорию Литвы в режиме "закрытых дверей", но решение по этому вопросу - в компетенции Евросоюза.
- А не проще было бы придать Калининграду особый статус, который позволил бы привести региональное законодательство в соответствие с европейским? Сама собой отпала бы проблема виз и транзита, да и область могла бы получить для перевода своей экономики на евростандарты такую же помощь от ЕС, как соседние Польша и Литва...
- Проект закона об особой экономической зоне предусматривает большую радикальность по сравнению с действующим, но только с точки зрения облегчения процедур хозяйственной деятельности. Говорить же о его соответствовии требованиям европейского законодательства - это очень опасный путь, который ведет к ориентации на окончательный отрыв региона от России, и, поверьте, это будет очень быстро сделано. Это может привести к необратимым последствиям, которые нежелательны ни для России, ни для Евросоюза.
Мне представляется, что новый вариант закона должен максимально учесть наши особенности и в том числе приблизить к европейским стандартам наше производство. Калининградская область войдет в единое европейское пространство вместе с Россией, к чему и следует готовиться, выводя ее экономику на уровень современных требований. Но, повторюсь, для выхода на высокие технологии нужны базовые, инфраструктурные условия. Это колоссальная работа, и ее надо делать уже сегодня.