"ЛЮДИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ"
Сколько туристов примет Петербург в день 300-летия и где их разместит, остается загадкой.<br>Если вы живете в доме, расположенном в историческом центре города, не теряйте бдительности. Не поленитесь ознакомиться с "генеалогическим деревом" места своего обитания. Если выяснится, что на каком-то историческом промежутке сие строение использовалось как гостиница, - вам не повезло. Существует вероятность, что дом, в котором вы доселе "долгие лета" проживали, через год станет... гостиницей. Имеется перечень объектов городской недвижимости или, попросту говоря, домов, которые городская администрация планирует преобразовать в отели.
Сделать Санкт-Петербург туристической столицей России мечтал еще наш первый мэр - Анатолий Собчак. Тогда эта идея многими была встречена в штыки. Как так - крупнейший промышленный центр вдруг превратить в Монте-Карло (этот город известен еще тем, что более 90% его бюджета формируется за счет денег туристов, которые они там оставляют)? Почему-то никто не подумал, что одно другому не мешает. В том же Париже - европейской туристической столице - имеется огромное количество разнопрофильных промышленных предприятий. Другое дело, что существует определенное зонирование: здесь мы отдыхаем, здесь мы работаем. Рядом с Эйфелевой башней трубы не дымят. Кстати, новый генеральный план развития Санкт-Петербурга, который будет разработан и принят в ближайшие годы, предусматривает кардинальные изменения месторасположения промышленных зон. Сейчас они чьей-то щедрой рукой "посеяны" практически по всему городу. Сверните с любой центральной магистрали и тут же окажетесь среди каких-то заводских труб и заборов, украшенных незамысловатой, но зато лаконичной русской лексикой.
Официально в городе зарегистрировано около 140 гостиниц (это порядка 30 тысяч "койкомест"). Большинство из них этот статус получили совсем недавно. Если покопаться в их родословной, то выяснится, что в прошлой жизни они были ведомственными общежитиями. Студенты в них вели неравную, а потому безуспешную войну с тараканами и грозными консьержками. Силы изначально были неравны. С тех пор мало что изменилось.
...Иностранцы, внимательно изучив иной рекламный проспект, уверены, что попадут в гостиницу, отвечающую европейским требованиям. Как они заблуждаются! В одной из популярнейших петербургских гостиниц до сих пор у столика администратора стоит табличка: Payment hour. Рядом другая с незамысловатым переводом: "Час расплаты" (хорошо, что большинство зарубежных туристов не знает нюансов русского языка). Перечислять все "прелести" отечественного гостиничного сервиса не хватит ни места, ни терпения. Анекдоты: "С девушками можно только до 23.00" у нас уже не вызывают даже улыбку.
"Санкт-Петербург - европейская столица" - под этим "скромным" лозунгом уже второй год кряду мы ездим на крупнейшую Международную инвестиционную выставку MIPIM. Западные бизнесмены, посетившие после этих PR-акций наш город, недоумевают: даже за деньги получить нормальный сервис практически невозможно. Неудивительно, что по официальной статистике петербургские гостиницы в среднем заполняются на 60%. На самом деле эта цифра завышена (исключение составляет разве что гостиница "Москва").
Своеобразный "ход конем" был сделан администрацией города в апреле 2001 года. Тогда появилось распоряжение, пусть и достаточно расплывчатое, губернатора, в котором говорилось о необходимости построить к юбилею новые, отвечающие высоким запросам иностранных туристов гостиницы. Само собой разумеется, была создана комиссия, на которую возложены функции "изыскивать" объекты, пригодные для переоборудования. На сегодня "изыскано" и занесено в адресный перечень более 130 домов.
По какому принципу там оказалась, к примеру, Сенная площадь? Видимо, потому, что в старые времена гостиниц там было множество. Сейчас же это обычные жилые дома, ухудшающие городскую статистику по количеству коммуналок. Впрочем, в авральном порядке собирать вещички их жителям, пожалуй, не стоит. Ведь в городском бюджете деньги на подобное "перепрофилирование" не предусмотрены. Инициатива должна исходить от компаний-инвесторов. А что на деле?
Пока из известного перечня в 130 адресов к реальным можно отнести 21 объект. По ним либо уже приняты соответствующие распоряжения губернатора, либо они "на выходе" в канцелярии Смольного. Заявлены инвесторы, разработаны проекты.
Заместитель председателя комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Александр Шабасов постоянно, по его выражению, держит руку на пульсе. Его задача - поиск потенциальных инвесторов. После того как таковой находится, наступает самый сложный этап: известно, что для получения распоряжения губернатора на конкретный дом необходимо собрать около 100 различных согласований. По словам Шабасова, возглавляемое им управление инвестиций делает все возможное, чтобы облегчить сбор автографов различных чиновников.
Итак, инвесторам облегчают жизнь, комиссия заседает раз в две недели, а как с гостиницами-то? Пока что - за год до юбилея - ни один объект не сдан. По Суворовскому проспекту, 18, работы вроде идут. Правда, конца-краю им не видно. А по переулку Антоненко, 2, где в соответствии с распоряжением губернатора через год должен появиться апартамент-отель, к ним еще и не приступали. При этом ни посетители популярного ночного клуба, расположенного на первом этаже здания, ни большинство квартирантов не предполагают даже, что они находятся без пяти минут в отеле.
Попали в список и объекты, которые вообще к гостиницам имеют весьма отдаленное отношение. На Владимирском проспекте, 19, корпорация "Элис" ведет строительство... торгового пассажа с выходом на улицу Рубинштейна. Гостиничных номеров там будет раз-два и обчелся, но место в перечне обеспечивает поддержку городской власти. Почему бы не записаться?
В комитете по туризму пока не знают, сколько же к нам на юбилей пожалует гостей. Единственное, в чем нас заверил пресс-секретарь комитета Валентин Захаров, так это в том, что разместить всех в гостиницах точно не удастся. Поэтому, скорее всего, приличный куш получат агентства недвижимости, предлагающие в аренду элитное жилье. К сожалению, городской бюджет от этого никак не выигрывает. Единственное, что можно реально сделать, так это постараться рассредоточить туристический поток в течение всего 2003 года. Для этого планируется проводить различные фестивали в традиционно "мертвый" туристический сезон. Сейчас одна компания лоббирует идею организации фестиваля под названием "Белые дни". Существуют и другие интересные, пока не раскрученные проекты (Неделя Японии в Санкт-Петербурге и т. д.).
Конечно, иностранные гости не пополнят собой ряды петербургских бомжей. Но то, что в белые ночи многие из них узнают непереводимое ни на один европейский язык слово "дефицит", уже неизбежно.
P. S. К 2005 году мы планируем ежегодно принимать порядка 5 млн туристов. Где именно - неясно тем более.