ПЕТЕРБУРГСКИЕ "ВЕСТИ": ЦЕНА УСПЕХА
ВГТРК "Санкт-Петербург" - петербургская Дирекция Всероссийской государственной телерадиокомпании. Объединяет 4 средства массовой информации: РТР - Санкт-Петербург, "Радио России - Санкт-Петербург" (1-я кнопка проводного радио), студия "Культура", радио FM-107.0. Суммарная ежедневная аудитория - около 4 миллионов петербуржцев и жителей Ленинградской области. Крупнейшее объединение СМИ региона.
Вот уже полтора года большинство петербуржцев предпочитает узнавать новости из уст петербургского РТР. Как бы ни крутили цифрами конкуренты, какие доводы в свою пользу ни приводили, факт остается фактом: среди городских информационных программ у "Вестей" самый высокий рейтинг (см. графики). Но и это не все. Петербургские "Вести" - абсолютный лидер среди всех информационных программ всех региональных телекомпаний России. Так подсчитали в российском отделении Gallup Media, а Гэллап всегда прав. Ничего авторитетнее на нашем информационном рынке пока не работает. При этом невозможно заподозрить эту международную исследовательскую организацию в каких-то особых симпатиях к государственному телевидению.
Рейтинг местных "Вестей" не просто высок. Он высок значимо и устойчиво, превышая, к примеру, аналогичный показатель у "Информ-ТВ" ТРК "Петербург" в три-четыре раза, это позволяет говорить уже о феномене петербургского информационного вещания на федеральном телеканале. Причем на канале государственном, который, как часто полагают, выполняет роль пропагандистского рупора Кремля.
В этом стоит разобраться, это важно понять. Это интересно не только как пример журналистского успеха, но и как иллюстрация к трудному вопросу о том, что такое информационное телевидение сейчас, кому оно служит и что значит в жизни каждого из нас.
ЭФИРНОЕ ЗЕРКАЛО
Вроде все просто. Нужно рассказывать и показывать людям то, что происходит. Быстро, честно и интересно. Все остальное - вопрос техники и таланта. Покажите людям жизнь такой, какая она есть, и зритель ваш.
Но еще до того, как будут решены проблемы источников информации, стиля, ритма и эмоциональной окраски сюжетов, встает главный вопрос: а что, собственно, происходит? В чем, в каких событиях отражается та самая жизнь, о которой хотят знать телезрители? Что главное и что второстепенное? И что все мы хотим видеть, включая телевизор: отчет о работе властных структур, кровь криминальных разборок, творческие полеты художников или трагедию одинокого пенсионера? Если все вместе, то в каких пропорциях?
Из ответов на эти вопросы складывается лицо каждой новостной программы. Определяется - станет она зеркалом, розовым стеклом или калейдоскопом, подменяющим собой жизнь.
Из ответов на эти вопросы складывается тот образ реальности, с которым сверяет себя вечером в кресле усталый обыватель. Говорят, что если из цветастого восточного ковра вытаскивать только черные нити, то можно доказать, что он черный. Можно - что зеленый или розовый. Есть люди, которым нравится думать, что мир одноцветен. Они смотрят соответствующие новости. Большинству все же хочется больше знать о красках и об узорах, в которые они складываются. Возможно, именно это утверждение объясняет высокий рейтинг петербургских "Вестей".
НАБЕРЕЖНАЯ КАРПОВКИ, РЕДАКЦИЯ "ВЕСТЕЙ"
Утро. Шум и смех в коридоре. Открываются двери кабинетов и студий, люди идут смотреть, что случилось. Народ толпится у столика, где небольшой экран для предварительного просмотра только что отснятых сюжетов. Здесь все, что уловила камера, в эфир пойдет лишь небольшая отредактированная часть от сырого материала.
Корреспондент Инга Сергеева побывала на милицейской операции, проведенной по сигналу об удержании заложников. Инга Сергеева под видом понятой проникла в квартиру, где все происходило. Инга поговорила со всеми, с кем только можно было там поговорить. На экране мелькают милицейские погоны, стены, ступени старой парадной, заложницы, закрывающие лица. Задержанные - мужики характерной наружности - лиц не скрывают. Они тяжело смотрят в камеру и советуют девушке очень хорошо подумать, прежде чем пускать в эфир этот сюжет. Обещают найти ее, из-под земли достать.
Народ в коридоре редакции наперебой комментирует происходящее, просит отмотать назад, повторить самые яркие моменты. Коллега сработала интересно, сработала спорно - это важно обсудить. Так часто случается, что чужие сюжеты смотрят в коридоре свободные тележурналисты и операторы. Удивляются, советуют. Сами по себе, без указки начальства.
А сюжет Инги поставили первым в утреннем выпуске "Вестей". Хотя были новости из жизни властей, были культурные события, самым важным редакторы посчитали информацию об удержании на квартире неработающими гражданами сотрудниц массажного салона. Потому что в этом - жизнь, какой бы грязной и безумной она ни казалась. Потому что об этом первыми узнали "Вести", лучше всего рассказали "Вести" - это фирменная новость, эксклюзив.
Антон ГУБАНКОВ, начальник телевизионной службы информации РТР - Санкт-Петербург:
- Определить, что сейчас главное для зрителей - в этом весь фокус. Чиновники нас уверяют: вы слишком много говорите о плохом, слишком много критики, покажите, наконец, светлые стороны жизни. Говорят: вот, например, на таком-то заводе запущена новая производственная установка, вот власти провели замечательное совещание. Но кто же будет смотреть такие новости, если это не есть нерв дня, не есть событие дня? Событие - в том, что важно для людей, что касается качества их жизни, их социального самочувствия, их защищенности. И все решения, все действия власти мы рассматриваем сквозь эту призму.
"КРЕМЛЕВСКИЕ НАЙМИТЫ"
Но странно: о какой самостоятельности в информационной политике петербургских "Вестей" можно говорить, если канал государственный? У федерального центра есть свои интересы в каждом из регионов, свои задачи, и он, центр, эти задачи решает через госаппарат, полпредства, силовые структуры. И через государственные СМИ в том числе.
Самое простое - объяснить стиль подачи новостей петербургскими "Вестями" не творческим поиском журналистов, а политическим заказом. Если в кадре свинцовые мерзости городской жизни, то это, мол, означает критику петербургских властей. Если о каком-то политике или партии говорят хорошо, то это либо ставленник Кремля, либо будущий кандидат на губернаторское кресло. Именно так и рассуждают, судя по их заявлениям, некоторые отцы города.
Марина ФОКИНА, директор ВГТРК "Санкт-Петербург":
- Когда я вступала в должность полтора года назад, мне тоже крайне важно было понять: а в чем идеология государственного телеканала? Каковы ограничения, политические установки? Мы обсуждали с московским руководством экономические, кадровые вопросы, но об идеологии - ни слова. Наконец я прямо спросила об этом председателя ВГТРК Олега Добродеева. Олег Борисович определил всю политику вещания РТР в Петербурге двумя словами: "Высокий рейтинг". Не любой ценой, разумеется. Государственное телевидение не может походить на бульварный таблоид.
Парадоксально, но факт: государственное телевидение в России сейчас самое независимое. Ибо независимость всегда определяется в первую очередь экономическими механизмами. Пример петербургского РТР подтверждает это наглядно. Нет таких денег, за которые мы стали бы снимать рекламный сюжет под видом информационного. Мы независимы от местных властей, от олигархов, от финансово-промышленных групп. Мы работаем только для зрителя. Зритель это видит - растет рейтинг. Вслед за ростом рейтинга растут доходы от рекламы. Распространенное заблуждение - дескать, мы существуем в основном на средства госбюджета. Поясню: размер бюджетных поступлений примерно равен сумме налогов на заработную плату. Иначе говоря, что получаем от государства - то и отдаем. Все остальное - доходы от рекламы, то есть то, что мы зарабатываем сами. Именно на эти деньги развивается компания.
Антон ГУБАНКОВ:
- Очень грустно было слышать однажды, как Владимир Яковлев критиковал петербургское РТР за якобы нелюбовь к городу. Получается, что у нас есть разные группы, которые совершенно по-разному понимают, что такое город и в чем интересы жителей. Мне кажется, что наши оппоненты порой путают любовь к городу и любовь к власти. Если один из телеканалов показывает губернатора по 5 раз на дню, то мы не считаем, что это проявление любви к городу. Для нас самое важное, чтобы люди чувствовали пусть небольшое, но постоянное улучшение жизни. Если этого нет - мы об этом рассказываем.
У нас была серия репортажей о ситуации в петербургском отделении партии "Единство". События внутри нее происходят очень неоднозначные, о чем мы старались рассказать. Они обиделись и обратились к нам: "Вы - государственное телевидение, мы - проправительственная партия. Так что же вы показываете, где ваша журналистская ответственность?" Так вот, наше понимание ответственности именно в том и состоит, чтобы не скрывать от людей правду.
Андрей КИБИТОВ, специальный корреспондент петербургских "Вестей", руководитель аналитического отдела:
- Как показывать политическую жизнь города на государственном телеканале? Принципы такие же, как и для всех СМИ, только мы обязаны их придерживаться особенно строго. Журналист ни в коем случае не должен навязывать своего мнения. Наша задача - показать все позиции, столкнуть все мнения. Вывод делает зритель.
НАРОДНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Можно очень талантливо рассказывать о культурных тенденциях. Можно язвительно повествовать об интригах в высоких кабинетах. Можно достичь заоблачных высот в технике операторской съемки. И это будет интересное телевидение. Но если за совершенной формой не окажется простой, грубой, пусть наспех схваченной, но честно показанной правды отдельного человека, это будет телевидение для горстки эстетов. Если за лихими сюжетами и яркими обличениями не будет стоять желания хоть что-то, хоть чуть-чуть изменить в нашем несовершенном обществе, то это будет телевидение для политической элиты, но не для народа. Это не будет государственным телевидением, если следовать логике руководителя петербургского РТР.
Марина ФОКИНА:
- Стратегия одна - защита прав и интересов простого человека. Это часть государственной идеологии, в моем понимании. Если комитеты городской администрации не защищают этих прав и интересов, мы их критикуем. Это вовсе не означает, что мы намеренно встаем на позиции противостояния местным властям.
Антон ГУБАНКОВ:
- Каждый день в нашей редакции раздается несчетное количество звонков с просьбами, жалобами, благодарностями. Многие сюжеты в наших новостях рождаются благодаря такой обратной связи. Среди телевизионщиков есть такое полупрезрительное определение - "жэковская новость": сюжеты о бытовых проблемах, прорывах труб, текущих крышах - словом, человеческой неустроенности. Мы не считаем для себя зазорным отрабатывать такие новости, мы научились очень серьезно к ним относиться.
И самое главное - мы добиваемся обратной реакции тех структур, которые критикуем. Один из самых ярких примеров - история с рыбной нарезкой. Нам стало известно, что в продукции пяти фирм обнаружены стафилококки. В серии сюжетов, подготовленных нашим корреспондентом Викторией Райской, мы обнародовали эти сведения. В результате товары перестали продаваться, фирмы понесли миллионные убытки. В редакции раздавались анонимные звонки с угрозами, нас уговаривали, убеждали, хотели даже судиться, но передумали - поняли, что дело проигрышное. Сейчас эти фирмы создали ассоциацию рыбоперерабатывающих предприятий. Главная заявленная цель - борьба за качество продукции.
Предмет нашей особой гордости - ремонт Александрийского столпа. Мы первыми обратили внимание на катастрофическое состояние фигуры ангела. После нашего сюжета нашлись деньги на обследование памятника, начался ремонт. Мы первыми рассказали о бедах Константиновского дворца, еще не предполагая, что дело это получит широкий резонанс и дойдет до Управления делами президента РФ. И так далее - от больших общегородских проблем переходя к бедам отдельного человека.
Сложно ли работать над такими темами? Конечно, сложно. Но если этого бояться, то нужно было выбирать другую профессию. Если ты работаешь интересно и остро, то обязательно найдутся люди, которые будут обижены. Ну а что мы хотим, чтобы за наши сюжеты нас все полюбили, что ли? Этого не будет никогда! Главное, чтобы наши зрители это понимали.
КОМАНДА В ДВИЖЕНИИ
Набережная Карповки, редакция петербургских "Вестей", время дневного выпуска. Журналисты за компьютерами - пишут. Антон Губанков и редактор Александр Рытхеу (кстати - сын известного писателя) ведут сложную перекличку, сидя за столами: "После собачек даем заставку... Депутатов начинаем прямо с картинки... Потом обвязка и бандитов чуть подрезаем". Идет согласование выпуска. В студии на основных выпусках сегодня работает ведущий Игорь Страхов. На него накладывают окончательный грим. Попутно он вычитывает тексты. Забавно видеть, как он, на экране абсолютно корректный и бесстрастный, в отсутствии камеры эмоционально реагирует на читаемое. То вскидывает бровь, то укоризненно качает головой неведомым супостатам, то шумно фыркает явной глупости кого-то из городских персонажей. Потом, на телеэкране, явные актерские способности проявятся лишь едва уловимой сменой интонаций.
А в аппаратной нервно. Туда-сюда снуют монтажеры, перебрасываются видеокассетами. Говорят, что "Вести" - единственная студия в городе, где монтаж идет даже во время эфира. В этот момент уровень адреналина в крови зашкаливает. Ведущий мягко и непринужденно подводит зрителя к теме, а в это время за стеклянной стеной аппаратной все работают на пределе скорости, кроят и режут видеоряд для того, чтобы спустя несколько секунд материал вышел в эфир. Первым в городе.
Аппаратная - место, где причуды сложной техники порождают порой почти мистические истории. Так, например, случилось, когда петербургские "Вести" первыми в стране показали любительский видеофильм, отснятый на "Курске". По мысли редактора, последние кадры фильма должны плавно уходить в затемнение, в несколько мгновений абсолютно черного экрана. И вот, как рассказал ведущий Игорь Страхов, он видит затемнение, проходит секунда, другая, третья - и он слышит в наушниках отчаянное: "Мы не можем выйти, картинки нет!" Чуть ли не полминуты смотрел на зрителей абсолютно черный молчаливый экран - время для телевидения абсолютно невозможное. Зато потом в студию звонили и говорили о потрясающем эмоциональном эффекте этого, как считали зрители, режиссерского хода.
Но вернемся к выпуску. Перед огромным дисплеем колдует компьютерный дизайнер Виктор Шаманин - единственный в городе специалист такого уровня и профиля. Его задача - за считаные минуты перед эфиром создать мини-мультфильм - картинку, схему, карту с изображением происходящего. Он тоже выбрасывает свою продукцию порою уже тогда, когда звучит команда "Камера!" и загораются предупреждающие надписи и экраны мониторов. Город смотрит и слушает.
А тот эпизод, где бандиты недвусмысленно угрожают корреспонденту Инге Сергеевой, был вырезан из окончательного экранного сюжета.
Инга СЕРГЕЕВА, корреспондент петербургских "Вестей":
- Нужно показывать людям то, что им интересно, а не то, как нас обижают. А какой ценой нам достается каждый миллиметр отснятой пленки, каждое написанное слово, зрителю знать необязательно. Это наша работа, это профессия такая.
Почему мы все тут так выкладываемся? А вы знаете такое понятие - любовь? Если любишь, то делаешь все. А любовь рождается от свободы. Эту свободу мы нашли именно здесь.
Зинаида КУРБАТОВА, специальный корреспондент петербургских "Вестей" (кстати - внучка академика Дмитрия Лихачева):
- Я верю: то, о чем говорю людям с экрана, может что-то изменить в их сознании, в обществе, в мире. Без этой веры работа превратилась бы для меня в ремесло. У меня есть ощущение, что я должна здесь выполнить какое-то предназначение, понимаете?
Например, я не могу бороться с Церетели, который вывозит из Академии художеств музейные фонды в Москву - он все равно сделает то, что хочет. Но кто-то должен рассказать о том, что происходит. Можно сказать, что это мой долг.
Андрей КИБИТОВ:
- У нас людей не причесывают под единую информационную гребенку. Каждый занимает свою нишу, каждый делает то, что ему интересно и близко. Мы все тут живем с утра и до вечера, тут все становятся трудоголиками.
Антон ГУБАНКОВ:
- У нас лелеют каждую журналистскую индивидуальность. Из уважения к ней родился проект "Большие вести", где лучшие журналисты представляют крупные - получасовые - сюжеты, в которых детально освещают какую-то тему. Это очень стимулирует людей творчески, это позволяет им показать в полной мере свой профессионализм.
Все, что нужно для успеха любой творческой команды, - это ресурсы и мотивация. Нужен кураж, общее ощущение того, что команда способна делать лучшие в городе новости.
Марина ФОКИНА:
- Почему наши журналисты так изменились за последние полтора года? Это реакция на атмосферу творческой свободы, доверия, искреннего интереса к ним как к личностям. Можно называть это кадровым менеджментом - я действительно считаю, что нет ничего важнее, чем создать среду, в которой вырастают и раскрываются таланты. Они почувствовали интерес к профессии, осознали, что могут что-то изменить. Они стали интересны сами себе, поняли, что их труд, их потенциал востребованы.
Виктор ШАМАНИН, руководитель группы компьютерного обеспечения:
- С точки зрения теории организации любая система проходит стадии зарождения, взлета, стабилизации и угасания. Команда петербургских "Вестей" на взлете, причем она набрала такой ход, что этот взлет будет продолжаться долго - рейтинг, по-моему, еще вырастет.
Мне нравится сравнение бригады теленовостей с футбольной командой. Нападающие - обозреватели и аналитики, в центре поля - корреспонденты. Через меня проходит последняя линия обороны: своей картинкой я могу прикрыть дыру в эфире. И наконец, вратарь - телеведущий, который своим лицом, своим обаянием, словом может спасти сюжет, взять самый сложный мяч. Так вот, у нас сейчас отличная команда, может быть, лучшая команда за всю мою телевизионную карьеру, а я, поверьте, повидал их немало - я старше всех тех, кто сейчас работает в "Вестях". И еще, может быть, главное - нам очень повезло с тренерским составом.
Дирекция ВГТРК "Санкт-Петербург" работает с 1991 года. Радикальные изменения в Дирекции произошли в июле 2000 года, когда ее руководителем стала Марина Фокина.
Если до июля 2000 года у "Вестей" был один пятнадцатиминутный выпуск в течение дня, то сейчас у Дирекции ВГТРК "Санкт-Петербург" есть свой полноценный информационный пояс: новости выходят в 6:50, 8:50, 13:30, 17:20, 20:35 и 23:20.
В июне 2001 года "вести" признаны лучшей информационной программой северо-запада на конкурсе "Новости. Время местное" (организаторы конкурса - "Интерньюс", национальная ассоциация телерадиовещателей, фонд "Академия российского телевидения"). Сегодня петербургские "вести" - самая рейтинговая местная информационная программа РТР среди всех 89 регионов страны.