СЛАВА СЛАВЕ!

Сегодня человечество празднует 75-летие Мстислава Ростроповича, у которого более чем у кого бы то ни было имеется оснований называться человеком мира. <br>Ростропович - единственный, неподражаемый. И дело не только в его артистической универсальности: виолончелист, пианист, дирижер. Он - больше чем музыкант. Он - грандиозная личность, чья жизнь давно уже бестселлер (хоть записать ее он по-прежнему отказывается), чьи дела - легенда, а высказывания - притчи.

Его музыкальный гений помножен на гений общительности. Когда-то давно, прознав о его грандиозных гастрольных планах, коллега заметил: "Слава, ты, кажется, решил сыграть во всех населенных пунктах планеты. Но ведь это невозможно!" "Это невозможно, - ответил Ростропович, - но к этому надо стремиться". То же мог бы он заявить и по поводу своего желания беспредельно расширять дружеский круг. Кажется, он действительно хотел бы радушно сжать в своих объятиях всех людей планеты! Через пять минут общения с ним любой - и король, и оркестровый музыкант, и официант в ресторане - искренне убежден, что Ростропович - его лучший друг, внимательный, преданный, всячески желающий, чтобы ему было хорошо. Маэстро тебя идеализирует, не замечает твоих недостатков, но тебе очень хочется от них избавиться, дабы соответствовать тому представлению о тебе, что сложилось у великого человека. Он всех помнит. Он проносится, словно вихрь, мимо - и люди еще долго ощущают ту живительную энергию, что он излучает, и радуются плодам его несравненной по размаху благотворительности, и долго хохочут, разжевывая его анекдоты. Он утверждает оптимизм одним своим появлением. Так было и тогда, когда он внезапно, в час угрозы, нависшей над долгожданной демократией, возник среди защитников Белого дома. И как олицетворенное свидетельство этого оптимизма на века сохранится фотопортрет усталого Ростроповича, который караулит приставленного для его охраны солдатика. Ну а если появляется он с виолончелью или дирижерской палочкой в руках... Это тоже всегда утверждение оптимизма - но часто через преодоление трагедии. В какие глубины духа он при этом погружается! Достаточно вспомнить последнее его выступление в Питере с блистательным Сейджи Озавой. Заключительную, предсмертную вариацию из "Дон Кихота" Рихарда Штрауса он сыграл так, что слезы было не удержать. К слову, накануне эту же программу они представляли в Москве - какие только обвинения не обрушила на голову бедного солиста столичная критика! Я допускаю, что московский концерт мог быть менее удачным, но чтобы это было плохо - не поверю никогда. И осуществленная Ростроповичем в Самаре постановка оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного" вопреки тому, что писали об этом, была великолепна - я там был и слышал. Мне горько, что по вине некоторых из молодых коллег, одержимых недугом, который я именую "синдром моськи", великий музыкант прервал свое музицирование на Родине. И юбилей свой справляет вдали от здешних мест. Я, однако же, как и Слава, оптимист. Я верю, что злоба, ложь, агрессивность, непорядочность, где бы они ни проявлялись, будут встречать все более солидарное общественное осуждение, и тогда гениальный музыкант вновь осенит нас своей музыкой.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.