ПЛАТОК НА КОНТРОЛЬНЫЙ РОТОК

Проект нового закона "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга", серьезно ограничивающего права контрольного органа, появился вскоре после отказа Законодательного собрания утвердить отчет об исполнении городского бюджета-2000. Между тем не секрет, что именно КСП и ее председатель Дмитрий Буренин сыграли решающую роль в том, что отчет был провален...

Формальным предлогом появления нового закона, одобренного бюджетно-финансовым комитетом (БФК) городского парламента, согласно пояснительной записке, служит "изменившаяся социально-экономическая и политическая обстановка в Санкт-Петербурге". Действительно, "старый" закон через месяц отметит свое 7-летие - но вряд ли истинной причиной его появления могут служить те изменения, которые произошли в городе за это время. Конечно, если бы за минувшие годы бюджетные деньги стали меньше утекать на сторону, можно было бы понять необходимость несколько урезать полномочия КСП. Но такого предположения не высказывают даже самые заядлые оптимисты. Суть предложений авторов "версии БФК" в том, чтобы по максимуму накинуть платок на контрольный "роток". Результаты проверок, проведенных КСП, предлагается сначала обсуждать на заседании БФК, а потом - на заседании ЗС. И выдавать их во "внешний мир" - в том числе в СМИ - только после того, как они получат депутатское одобрение. Вопрос о том, что делать в том случае, если нарушения, вскрытые КСП, не получат от БФК или от ЗС санкции на разглашение, остается открытым. Кроме этого, предлагается, чтобы БФК мог оказывать решающее влияние на планы проведения проверок и менять их по своему усмотрению. Иными словами, мягко указывая КСП, куда ей следует совать свой контрольный "нос", а куда не следует ни в коем случае. Наконец, предлагается, чтобы у председателя КСП был только один заместитель, притом утверждаемый ЗС (сейчас двух своих замов глава КСП назначает сам). Понятно, что в таких условиях работать КСП будет куда сложнее, чем сейчас. И совать свой нос в финансовые дела городской администрации она будет куда реже, чем делала это в последние годы. А если и сунет - то узнать о том, что удалось "вынюхать" контролерам, удастся далеко не всегда. Во всяком случае, появляются дополнительные и достаточно эффективные возможности для того, чтобы заблокировать нежелательные расследования. Аргументация, которая уже прозвучала в городских СМИ, - мол, многие депутаты хотят "укоротить" КСП, опасаясь, как бы она в преддверии выборов в ЗС не добралась до пресловутых депутатских "резервных фондов", - вряд ли обоснована. Ведь, согласно закону, никаких "резервных фондов" давно уже нет - есть лишь депутатские предложения к бюджету, реализация которых ведется впоследствии исключительно через структуры городской администрации и под ее полным контролем. И тем депутатам, которые полагают, что их предложения сомнительны, стоит опасаться отнюдь не КСП, а Смольного. Каковы шансы описанного законопроекта быть принятым - сказать сложно. Тем более что уже появился альтернативный проект, разработанный в самой КСП и, по словам Дмитрия Буренина, во многом аналогичный закону, определяющему статус КСП Москвы. По "московско-буренинской" версии закона, КСП становится юридическим лицом (сейчас этого права у нее нет) и значительно расширяет свои возможности. Во всяком случае, таких ситуаций, как в последние месяцы, когда комитет финансов попросту отказывался давать КСП требуемую информацию, уже быть не может. Более того, как написано в проекте, "при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний КСП по решению Коллегии КСП, согласованному с Законодательным собранием, может быть поставлен вопрос о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций". Меняется, согласно проекту, и структура КСП - помимо двух заместителей председателя (назначаемых председателем КСП), в ней по образцу Счетной палаты РФ появляются новые должностные лица - аудиторы. Они "возглавляют соответствующие направления деятельности КСП, организуют и осуществляют контрольные мероприятия и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы и несут ответственность за результаты деятельности подведомственного им направления". Предполагается, что аудиторы будут назначаться на должность постановлениями ЗС по представлению председателя КСП или лица, исполняющего его обязанности, или по предложениям депутатских групп. По всей видимости, в ближайшее время нас ждет столкновение двух указанных законопроектов в зале заседаний. "По уму", конечно, следовало бы принимать второй - ситуация в городе, как уже сказано, явно требует не ослабления, а резкого усиления полномочий и самостоятельности контрольного органа. Но, учитывая расстановку сил в ЗС и почти стопроцентное "вето" губернатора в случае принятия "буренинского" варианта закона о КСП, скорее всего, ни одному из законопроектов не удастся стать законом. И все останется, как есть. Впрочем, не все. Председатель КСП уже превратился в достаточно известную и отнюдь не слабую фигуру на "шахматной доске" городской политики. И если будут предприняты попытки его смещения (а подготовка к этому, судя по всему, ведется) - они могут обернуться против их инициаторов. Напомним, что, когда депутаты выбирали нынешнего председателя КСП, одним из главных мотивов было - избавиться от слишком "неуправляемого" Германа Шаляпина, ранее возглавлявшего палату. Что ж, теперь Шаляпин трудится заместителем председателя КСП, а говорят уже о "неуправляемости" Буренина. Но, может быть, именно такой человек и должен возглавлять контрольный орган?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.