ПОСЛЕ БАЛА...
Любой праздник рано или поздно заканчивается. Хорошо - с легкой грустью. Хуже - с тяжелым похмельем. Жизнь не состоит из сплошных праздников, тем более жизнь такого города, как Санкт-Петербург. Вопреки сегодняшнему, связанному с грядущим 300-летием ажиотажу, порожденному не самой юбилейной датой, а использованием ее в своих интересах частью городской элиты, вопреки всему, что творится вокруг прекрасной даты, пора подумать и о самом городе.
Формально есть у Петербурга свой стратегический план (хотя кто из горожан о нем знает?), разрабатывается новый генеральный план (хотя никто не знает, каким он будет), а город развивается по каким-то своим, особым законам. И пока что жить по ним становится все труднее и труднее. Главное - город перестал быть единым, целостным, пусть и многообразным организмом, имеющим внутренние источники саморазвития. К сожалению, приходится признать, что подготовка к 300-летию только усугубляет эту неприятную тенденцию. Еще больше сожаления вызывает то, что городские власти фактически отказываются от пусть болезненного, но необходимого всем содержательного разговора о реальных проблемах.
Город неумолимо разрывается на куски, фрагментируется на зоны, фактически противостоящие друг другу. Нет, я не имею в виду традиционное для всех мегаполисов деление на центр и "спальные районы", различающиеся стоимостью жилья, близостью к музейным, культурным ценностям. Нет, речь идет о разрывах между внутригородскими районами. Кажется, что все усилия городских властей направлены на обустройство крохотного пятачка с пятизвездными гостиницами, ночными стриптиз-клубами, дорогими ресторанами, способными обслужить 4-5% горожан и их дорогостоящих подруг. Но ведь власти до сих пор не удосужились законом закрепить само понятие "исторического центра", куда сегодня фактически не входят Коломна и Петроградская сторона, старая часть Васильевского острова и роты Измайловского полка. Они разве к истории Петербурга отношения не имеют? Сегодня во всех крупных городах торжествует полицентричность, когда одновременно существуют несколько равновеликих культурно-исторических центров, дающих широкий спектр возможностей для горожан и приезжих. Еще немного, и такая перспектива будет утеряна на десятилетия.
Еще больше разрыв между центром и окраинами. Вот только один наглядный подсчет. В городе 111 муниципальных образований. Каждое имеет свою доходную базу. Так вот, разница между доходами самых "богатых" муниципий и самых "бедных" составляет ни много ни мало, а 6000%! Шестидесятикратное отличие - это посильнее, чем между, скажем, Францией и Габоном. В окраинных муниципиях перспектива одна - безнадежность из-за отсутствия соответствующей финансовой базы. Но почему она отсутствует? Нет магазинчиков и кафе из-за постоянного давления чиновничества, а следовательно, нет и доходов в бюджет. Нет доходов в бюджет - нет основы развития. Нет основы развития - нет перспективы. Замкнутый круг.
Все сильнее ощущается и коммуникационный разрыв между людьми, живущими в разных районах. Сам факт поездки в тот самый исторический центр с детьми на прогулку требует немалых усилий. А как ни крути, работа общественного транспорта - прямая обязанность властей. Но предкатастрофическое состояние общественного транспорта, как кажется, уже не требует доказательств и воспринимается как аксиома городской жизни. Порой встреча "людей центра" и "людей окраин" становится похожа на встречу представителей разных цивилизаций в одном из рассказов Бредбери: они проходят друг через друга, не зная - возможно ли вообще какое-то общение. Грустно констатировать, но окраины находятся на полпути к превращению в зоны проживания своего рода "неприкасаемых", с их уличными бандами, пушерами, торгующими дешевыми и доступными наркотиками, множеством людей, для которых вершиной культуры становятся телевизионные мыльные оперы. Известная шутка насчет "города контрастов" неуклонно превращается в реальность. Не замечать этой тенденции - опасно. Считать врагами тех, кто говорит о ней, нелепо.
В недельной давности пятничном выпуске "Невского времени" в статье известного социолога Т. Протасенко, может быть, впервые была зафиксирована тенденция изменений культурного, социального и психологического облика значительной части петербуржцев: его приближение к образу мыслей и поведения, к ментальности провинциальной России. "Далеко от Москвы" - так назывался стародавний роман советского писателя В. Ажаева. Стремительно европеизирующаяся Москва (оставим пока в стороне причины этого процесса) и тревожный сигнал о нарастании провинциализации Санкт-Петербурга... Какая еще констатация может быть для нас горше? Но ведь и этому можно противостоять - было бы желание. Для этого нужно найти мужество и признать провинциализм тех "статуй", что были воткнуты в центр города за последние пять лет - а место им в лучшем случае на площади перед вокзалом средней руки райцентра. Нужно мужество признать, что и готовящиеся "мероприятия" к 300-летию отдают этаким партийно-новорусским "шиком" в духе мадам Мезальянсовой из "Клопа" Маяковского: "Сделайте нам красиво". Нужно мужество признать негативные тенденции в развитии города и еще большее мужество, чтобы развернуть их в другом направлении - туда, куда и развернул историю российскую Петр Великий - в Европу. А то ведь и окно в Европу запылится так, что отмывать потом придется очень долго. А не хотелось бы.