ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЭКВАТОР: НАДЕЖДЫ И ПРОБЛЕМЫ
Владимир Путин отработал первую половину своего срока. Уже сейчас можно не только дать ответ на вопрос: чего ему удалось добиться за эти два года, но и понять, на что Россия может рассчитывать во время правления своего второго президента. И на что рассчитывать не может.
К моменту прихода Путина к власти государственная машина настолько прочно завязла, что не была способна двигаться ни в сторону реформ, ни в сторону реставрации прежнего общественного строя. Дума, Совет Федерации и Кремль тратили все свои силы, чтобы сохранить статус-кво; любая инициатива, экономическая или правовая, оставалась в лучшем случае проектом. С 1992 по 1993 год Россия приняла больше "рыночных" законов, указов и постановлений, чем за последующие шесть лет. Было ясно, что преемнику Ельцина придется в любом случае вытянуть машину из трясины, и совсем не было ясно, куда ее после этого направить.
Новому президенту потребовался год, чтобы создать систему, способную продавить любую законодательную инициативу. Времена, когда в Думе почти все время уходило на бесконечные и очень затратные торги с Кремлем, закончились. Правительственные (то есть президентские) законы проходят через Думу с минимальной затратой сил, после чего тотально обновленный Совет Федерации их просто штампует. Разговоры о том, кто же управляет Россией - трое олигархов, "семибанкирщина" или какое-либо иное количество лиц, ушли в прошлое. Страной управляет Владимир Путин, и признают это все.
К удивлению значительной части россиян, эта управляемая система начала исправлять все упущения и недоработки, накопившиеся с 1992 года. В первую очередь это касалось такого неблагодарного дела, как построение рыночной экономики. Сейчас Россия имеет вполне приличную налоговую систему, современный КЗоТ, современный УПК, Закон о приватизации, Закон о земле и т. д. Происходящее парадоксально: значительная часть поклонников Путина уверена, что за последние два года государство только усилилось. При этом каждый из упомянутых законов рассчитан на то, чтобы государству была оставлена только роль арбитра. Возможно, в ближайшие несколько лет начнется настоящая военная реформа, что в условиях сегодняшней России кажется нереальным.
Именно умение Путина жестко управлять политической элитой позволило ему мгновенно переориентировать внешнюю политику России 11 сентября 2001 года. Его предшественник, не желая отдать ностальгически-агрессивной части элиты экономические преобразования, разрешил ей частично возобновить холодную войну. Благодаря Путину прежние отношения с США сменились почти союзничеством. Пусть часть чиновников МИДа по-прежнему совершенно серьезно относится к дилемме: на кого ориентироваться - на Вашингтон или на Тегеран, но сумасшедших шараханий 1999 года, когда по мировым агентствам проносились новости о возможности защиты Россией сербов с помощью ядерного оружия, уже нет.
Если о большинстве достижений Владимира Путина можно говорить долго, то уже ясно, какие ожидания не сбылись. Самое главное - президент оказался не всемогущим. Инфляция при первой же возможности вырвалась на свободу, и есть все шансы, что она пожрет дополнительные повышения и льготы. Экономика, как и прежде, является экспортной. Главная беда прошлой осени - падение цен на нефть, главная надежда нынешней весны - их подъем.
Большая война в Чечне закончилась, но лишь для того, чтобы превратиться в бесконечную антитеррористическую операцию. Вместо уничтожения колонн происходят подрывы отдельных бронетранспортеров и убийства командированных милиционеров. Иногда кажется, что в Чечню направляют наиболее изношенные вертолеты, но через два месяца после каждой катастрофы выясняется, что машину все-таки сбили. Такая война действует на нервы населения менее угнетающе, чем в 1996 году, когда боевики раз за разом входили в Грозный. Но, как и тогда, перспектив ее прекращения пока не видно.
Губернаторы перестали тратить время на посещения Совета Федерации, поэтому у них появились дополнительные возможности для интриг на местах. На региональных выборах далеко не всегда побеждают кандидаты, поддержанные Москвой. Правда, победить на выборах главы субъекта способен лишь тот претендент, который может предъявить совместную фотографию с президентом. Постфактум любого нового губернатора или главу можно назвать "ставленником Москвы".
Запутанной, загадочной и временами мрачной оказалась история с телеканалами. Иногда она напоминала вендетту: борьба велась не против каких-то принципов, а против определенных фамилий. Наиболее пострадавшими оказались телезритель, несколько раз видевший на экране белые пятна, и судебная система, которая принимала решения, выглядевшие сомнительными.
Что же в итоге? Политика президента благоразумна и последовательна, поэтому при благоприятном стечении обстоятельств бояться особенно нечего. Другое дело, никто не может поручиться, что обстоятельства будут благоприятными. Здоровье России и прежде всего ее экономики зависит от многих факторов: решений ОПЕК, успехов американских лоббистов, летних засух у нас, холодных зим в Европе и т. д. Как не раз бывало в истории, России остается в первую очередь надеяться на везение и ждать, чтобы "тучных" годов оказалось побольше.