МАЛЕНЬКАЯ БОЛЬШАЯ ИЖОРА
В 50 км от Петербурга расположена маленькая железнодорожная станция Большая Ижора. Если подняться от станции по дороге наверх, в южном направлении, на Ижорское плато, то можно увидеть среди современных корявых и нищих дач, не вписывающихся в исторический северный пейзаж, остатки древнего поселения. Хотя поселок и носит имя одного из древнейших финноугорских племен - ижора, населяющего эту землю до сих пор и даже давшего ей имя Ингрия, возник он недавно, лет 300 - 400 назад, и уже тогда был населен ижорами. <br>Это зафиксировано учеными-этнографами как XIX, так и XX века. После первых поселенцев остались характерные длинные (вытянутые) дома в два окошка. За такие древние дома, восстановленные по старинным технологиям без единого гвоздя, в соседней Этонии или Финляндии платят по 100 тыс. Евро. Сейчас в Финляндии настоящий бум на такие "антики". Своих уже не хватает - так вывезли к себе чуть ли не всю Карелию.
У БАЛТИКИ, НА КОРОЛЕВСКОМ ТРАКТЕ
В древних писцовых московских книгах и шведских земельных кадастрах на этом месте еще нет поселения с именем Ижора. Хотя с 1470-х годов упомянуты и Стрельна, и Копорье, и Ропша, и многие другие села и деревни древней Новгородской Водьской пятины. Только на шведской карте 1670 года обозначены две мельницы и поселение Хаисеваси на побережье, на месте нынешнего поселка.
Современный поселок Большая Ижора расположен вдоль старинного шведского королевского тракта, который шел от города Ниеншанц в устье реки Охта до города Нарва по берегу Балтийского моря. Средневековая богатая Ганза платила деньги шведским королям за то, чтобы обеспечить безопасность своих грузов с разбившихся во время кораблекрушения судов на Балтийском море от грабежей местных жителей. Королевские тракты опоясывали все балтийское побережье от городов Германии до Ингрии. На королевском тракте через каждые 10-12 километров были устроены станции, между которыми день и ночь курсировала конная вооруженная рейтарская стража.
Старое нагорное поселение с одной стороны ограничено заболоченной равниной, а с другой - глубоким оврагом, по которому протекает Черная речка (Сапой-йоки). На длинных ижорских домах кое-где под ржавыми листами кровли видна старинная серебристая дранка. По данным Ломоносовского краеведческого музея, местные финноугорские старожилы называли эти места "вайнат сиат" - старые места.
МЕДВЕЖИЙ УГОЛ
Во времена шведов местные ижоры приняли лютеранство и получили при крещении фамилию Карху (медведи). Культ медведя, как и многие другие, является древнейшим у финноугров и распространен от Балтики до Урала. Возможно, от старых времен осталась священная сосновая роща, ведь сумели же местные жители сохранить старинную сосну, растущую прямо посередине Зеленой улицы!
По обычаям древней ижоры, мертвых хоронили в священных рощах, в таких местах даже Православная церковь не строила храмов. Рядом с остатками сосновой рощи у подножия плато находится известный на всю округу родник. "Нельзя на чужих костях построить свое счастье", - гласит старинная ижорская поговорка.
Название речки Ижорки (Сапой-йоки) появилось на русской карте 1740 года, и там же обозначена деревня Ижорин, а возле мельниц - деревня Пильну (Сагомилье). В Большой Ижоре храм построили в середине XIX века на высоком обрыве, на пересечении Октябрьской и Зеленой улиц. Сейчас от него остался только фундамент и могила красных моряков, погибших в боях с белыми ингерманландцами в 1919 году.
НАКАНУНЕ КАТАСТРОФЫ
В человеческой памяти навсегда останутся только добрые дела людей прошлых эпох. Так, в 1890 году Общество лоцманов из поселка Лебяжье построило здесь здание для церковно-приходской школы, к началу прошлого века все население района Ораниенбаумской (Лебяженской) волости Петергофского уезда было грамотным, многие говорили и по-ижорски, и по-русски, и по-фински. В 1908 году в Большой Ижоре был 51 крестьянский двор, 2 постоялых двора (сельские гостиницы), церковь, мельница, 4 кузницы.
Престольным праздником считался Егорий Вешний, который отмечался 5 мая перед выгоном домашнего скота на пастбище. Это был известный ижорский "бабий праздник", во время которого соблюдались древние языческие обряды. На празднике из мужчин присутствовал только один пастух, как правило, нанятый в Финляндии. Другим престольным праздником считалось Введение Господне во Храм, которое отмечалось осенью после уборки урожая.
Летом 1904 года в Большую Ижору приезжал последний русский император Николай II, который производил смотр войск в лагерях, посетил местную церковь, отобедал. В период летнего дачного сезона здесь работало 5 бакалейных лавок, пекарня, две чайных. За счет дачников население увеличивалось почти вдвое. В большом деревенском сарае работал синематограф. За порядком в селе следили урядник, сельский староста и десятские.
УТРАЧЕННАЯ ВЫГОДА
Сегодня Большая Ижора - приморский поселок, в котором нет свежей морской рыбы, а только приезжие рыбаки - "экстремалы" из Петербурга и Ломоносова. Фактически поселок живет на подачки русского военного ведомства и Октябрьской железной дороги. Точно такие же приморские поселки в соседней Эстонии только за счет сдачи своих домов финским туристам за один летний сезон зарабатывают до 5000 евро. Развитая туристическая структура позволяет Эстонии зарабатывать на "алко-туристах" до 1,5 млрд долларов в год. Правда, наши особенно и не стремятся зарабатывать, вполне справедливо полагая, что, если такие деньги пойдут напрямую в Балтийский регион, у московских чиновников сразу зачешутся руки на предмет обобрать местных чухонцев...
Если пройти около получаса к северу от железнодорожной станции по пешеходному мосту через Черную речку, мимо строящихся новых "хозяев жизни", можно выйти на балтийское взморье. У моря в сосновом бору на песчаных дюнах стоят пустые корпуса бывшего пионерского лагеря, которые напомнят нам о далеком детстве, о бесплатных путевках в красивейшие места балтийского побережья. Кстати, до революции здесь был санаторий для больных туберкулезом питерских рабочих - тоже бесплатный.
ХИРУРГ И ГРАЖДАНИН
Рядом с пустующими корпусами расположена дача Гаген-Торнов, построенная в стиле северного модерна. Северный модерн был органичным продолжением лучших традиций северного деревянного зодчества. Он подчеркивал красоту северных деревянных построек. Дома в этом стиле строили в ту пору лучшие и знаменитые представители российского народа по всем пригородам столицы. Старенькая запущенная дача и сейчас смотрится намного выигрышней соседствующих с ней "навороченных" безобразных уродов барачной архитектуры.
Современная "архитектура" уродует не только прекрасный балтийский пейзаж, но и души живущих здесь людей. Сейчас, когда большинство новых русских успешно отдыхает на знаменитых западных курортах, им и невдомек, что по уровню бесплатной медицины царская Россия намного превосходила весь мир, причем не только в столицах, но и в пригородах.
Но мы отвлеклись. С 1903 года в Большой Ижоре жил и работал знаменитый хирург, профессор Военно-медицинской академии Иван Эдуардович Гаген-Торн со своей многочисленной семьей. Иван Эдуардович родился в многодетной семье морского врача, выходца из Швеции. В годы Первой мировой войны Гаген-Торн за заслуги в деле подготовки медицинских кадров для армии и флота был награжден царским орденом. В Большой Ижоре профессор принимал и лечил местных жителей, финнов и русских, причем совершенно бесплатно. В знак благодарности за многолетнюю деятельность на благо народа совет народных депутатов поселка Большая Ижора оставил дачу профессора за его семьей навечно.