НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ

К дикарям из племени Мумбо-Юмбо, готовым польститься на блестящее ситечко, цивилизованный человек относится снисходительно. Мы их не осуждаем. Просто посмеиваемся в усы. Или в платочек. А потом бежим в ближайший музей с сакраментальным вопросом: "Где здесь золото-бриллианты?"

Ничего не поделаешь - человеческая страсть к блестящим безделушкам неистребима. Выставки ювелирного искусства пользуются неизменным успехом во всем мире. И лишь немногие музеи ухитряются превратить показ драгоценностей в интеллектуальную игру. Так, как сумели это сделать сотрудники Эрмитажа. Внимательного зрителя должно насторожить уже название - "Ювелирный авангард. Истоки. Параллели". Но, как известно, блеск драгметаллов лишает разума. Наивные посетители, словно мотыльки, летят на огонь. То есть на выставку. И застывают в недоумении перед витринами. Разве акрил и крашеные перья страуса эму могут служить материалом для ювелира? Разве огромный деревянный квадрат с дырочкой посередке достоин названия кольца? Разве галстуки-бабочки бывают алюминиевыми? Бывает все - утверждают участники и создатели выставки, помещая под одно стекло ироничные эксперименты современных мастеров и изделия, появившиеся на свет в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Бывает по-разному - продолжают они, сопоставляя цельные, мощные формы древних украшений с игривой паутиной дня сегодняшнего. И возникают обещанные параллели - неожиданные, не осознанные даже самим художником. Иногда предельно очевидные (форма спирали - символ эволюции - эксплуатировалась во все времена). Иногда едва уловимые (ведь сегодня даже золото блестит как-то иначе - менее природно, более вызывающе). И постепенно внятные только подсознанию, не имеющие ни возраста, ни национальности архетипы прорываются сквозь иронию и новейшие технологии. Они не делают изделия современных мастеров более функциональными, но они придают им смысл. Правда, тайны старинных изделий сменяются ну очень актуальными "пазлами" (головоломками, загадками, играми - на выбор). Но даже этот облегченный вариант заставляет задуматься. И мысленно перевести ювелиров из ремесленников в художники. На выставке в Эрмитаже есть самые разные работы. Те, что прибыли из музея ювелирных украшений в Пфорцхайме (Германия), и те, что предоставлены отечественными авторами. Те, что родились лет пятьдесят назад, и те, которым не исполнилось еще и года. Они созданы ниспровергателями традиций (а зачем нужна традиция, если ее нельзя нарушить?) и их же интерпретаторами. И в большинстве своем они, конечно, блестят и переливаются всеми цветами радуги. Вот только разума они лишать не умеют. Скорее, наоборот - провоцируют "маленькие серые клеточки", заставляют их усиленно трудиться, делать выводы, осмыслять сущность и форму своего времени. Примерно так: "То, что было вчера, уже не авангард... Авангард - это гребень движущейся волны. Он несет в себе и саму традицию, и ее отрицание в каждый текущий момент времени..."
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.