ЖИЛ-БЫЛ ПРЕКРАСНЫЙ ПРИНЦ...
Десять лет назад на пороге апреля поклонники искусства Терпсихоры простились с кумиром нескольких зрительских поколений Константином Михайловичем Сергеевым, который смолоду удостоился титула "принц русского балета".<br>Нынче важнее всего сохранить то немногое, что еще уцелело из артистических уроков и балетмейстерского творчества Константина Михайловича. И отрадно, что Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, президентом которой был К. Сергеев, включает в свой ближайший выпускной спектакль фрагменты из знаменитой "Золушки", ведь этот шедевр уникален не только как произведение театрального искусства. Он по праву считается документом в истории Отечества. Балет создавался в едином порыве двух вдохновений - композитора С. Прокофьева и хореографа К. Сергеева в разгар Второй мировой войны. Это ли не образец противостояния абсурду силой духовного света?
Свет... Вот, пожалуй, главное качество самой сергеевской природы, которое позволило ему, глубоко верующему и не состоявшему никогда ни в каких партиях, не убояться идеологической тирании - и не только утвердиться на сцене, но и долгие годы возглавлять сложнейшую труппу Мариинского театра.
Едва ли не главная заслуга Константина Сергеева - это сохранение, органичное обновление и развитие достижений своих великих предшественников Мариуса Петипа и Льва Иванова. Неизвестно, как бы сложилась судьба нашего балета вообще, если бы не созданные К. Сергеевым три классические редакции - "Раймонда", "Лебединое озеро", "Спящая красавица". Они удержали Мариинский театр на высочайшем уровне, обеспечили успех всемирных гастролей труппы после поднятия железного занавеса и явились школой для нескольких поколений блистательных мастеров, открывших вторую половину двадцатого столетия в искусстве хореографии. Вспомним эти имена: Алла Осипенко, Святослав Кузнецов, Ирина Колпакова, Владилен Семенов, Наталия Макарова, Сергей Викулов, Габриэлла Комлева, Рудольф Нуреев, Алла Сизова, Юрий Соловьев...
Недавно, отмечая по традиции день рождения Константина Михайловича, мы собрались в доме Наталии Михайловны Дудинской - его несравненной партнерши на сцене и преданной спутницы в жизни. В ее словах звучала неопровержимая правда:
- Никто не умел так достойно нести свой крест, как он, когда на пути, усыпанном розами, обнажались жестокие тернии. Он никогда не таил зла и прощал черную неблагодарность, а каждую, даже скромную радость, принимал как подарок Божий.
Кому-то в тот день вспомнился сергеевский Ромео, кому-то - сергеевский Евгений из "Медного всадника", и никто не забыл графа Альберта из "Жизели"... Именно с этой роли началась сценическая судьба артиста, именно ею эта судьба завершилась. Увековеченный в бронзе романтический юноша теперь доступен взорам тех, кто приходит на Волково кладбище поклониться великому лирику танца.