СТАНДАРТ ЖИЗНИ ДЛЯ ГОРОДА И ГОРОЖАН
Год назад - первого апреля 2001 года, получив право вещания на первой кнопке, "Радио России" ВГТРК "Санкт-Петербург" зазвучало во многих петербургских квартирах. Отныне всем без исключения горожанам стала доступна самая разносторонняя, оперативная и объективная информация о жизни города и страны. А вчера с этим памятным событием совпало еще два - во-первых, "Радио России" - Санкт-Петербург получило первую кнопку в Ленобласти; во-вторых, у него появился новый руководитель. Заместителем директора по радиовещанию ВГТРК "Санкт-Петербург" стал тележурналист, создатель многих телевизионных проектов Виталий ВОЛКОВ.
Начало творческой карьеры Виталия Волкова было положено еще в 90-х на ГТРК "Петербург-5-й канал". Достаточно вспомнить циклы программ "Срок ответа - сегодня", "ТСБ" в том виде, в котором они появились в эфире в 1992 году... Для многих из нас долгое время они оставались воплощением нового социального направления публицистического вещания. На ВГТРК Виталий Юрьевич руководил студией телевидения, занимался реализацией и разработкой спецпроектов. В частности, его авторству принадлежат такие рейтинговые программы, как "Свобода слова", "Достояние республики" и многие другие. Новое назначение - факт немаловажный не только для петербургской Дирекции Всероссийской государственной телерадиокомпании, но и для каждого из нас, ведь большинство петербуржцев - это слушатели первой кнопки. Поэтому первый вопрос, который мы задали Виталию Юрьевичу, конечно же, был о грядущих переменах:
- Изменится ли "Радио России" - Санкт-Петербург со сменой руководства?
- Начнем с того, что, получив право вещания на первой кнопке, "Радио России" - Санкт-Петербург оказалось в непростой ситуации: оно должно было зазвучать по-новому, но при этом не потерять все то, что всегда ценил петербургский радиослушатель - интеллигентность, интеллектуальность, петербургские традиции... За год сделано было много. И сделано было хорошо. Команде удалось не только сохранить прежнюю, но и приобрести новую аудиторию - она помолодела, во многом изменился ее социальный состав. Поэтому со сменой руководства я бы грядущие перемены не связывал.
- Значит, они все-таки будут?
- Их необходимость была очевидна уже через несколько месяцев после начала вещания. Главное, что произошло, - изменился слушатель: его вкусы, потребности, приоритеты... А значит, и на радио грядут перемены: как в структуре вещания, так и в содержании программ, в стиле, подходе, способе подачи информации... Но только не подумайте, что будет дан крен в сторону радиостанций FM-диапазона. Там, где побольше музыки, и обязательно легкой... К счастью, подобные представления о радио как о структуре сугубо развлекательной уже ушли в прошлое.
- А что пришло на смену?
- Аудитория, которая требует мыслящего радио. Более вдумчивой и глубокой аналитики, разносторонней и объективной информации, оперативности, динамичности, драйва...
- Но ведь известно, что традиционная аудитория радио первой кнопки - люди достаточно консервативные... Как они воспримут изменения?
- Если эти изменения в лучшую сторону, то воспринять их можно только однозначно... И потом, ведь никаких революций не будет - не исчезнут любимые программы, не уйдут знакомые голоса... Просто у старой команды профессионалов появятся новые цели. То есть они уже появились: к примеру, расширить сетку художественного вещания, при создании блоков новостей объединить усилия команд "Вестей" телевидения и радио, сделать по-настоящему острыми и информационно насыщенными общественно-политические программы... Естественно, все это - с постоянным отслеживанием мнений петербуржцев.
- С сентября вы планируете запустить новую сетку вещания. А если все-таки в нее что-нибудь не впишется? Ну хотя бы из соображений рейтинга...
- В этом случае, как известно, существует два пути: первый - закрыть программу, а второй - постараться в рамках уже имеющегося что-то улучшить, тем самым повысив интерес радиослушателей. Я убежден, что для петербургского радио, как информационной структуры, ориентированной на сохранение традиций, второй путь окажется самым приемлемым.
- Что значит для вас ориентироваться на сохранение традиций?
- То же, что и для "Радио России" в Петербурге. Оно всегда было взвешенным, интеллектуальным, вдумчивым, спокойным (не путать со скучным), отличалось чувством собственного достоинства (но никогда не было снобом) и, что очень важно, владело хорошим русским языком. Оно задавало стандарт мироощущения - в освещении, осмыслении, оценке информации, стандарт эстетики - во вкусе, мере и чувстве такта. Никогда не гналось за дешевой популярностью и не было замешано в некорректной и непорядочной политической борьбе... Оно таким было и, обещаю, что таким же и останется.
Марина ФОКИНА, директор ВГТРК "Санкт-Петербург":
"Принято считать, что руководитель, который работает в сми в современных условиях, должен быть не столько профессиональным журналистом, сколько высококлассным менеджером. Виталий волков обладает двумя этими качествами. И еще он очень правильно понимает отведенную ему роль: руководить радиовещанием ВГТРК "Санкт-Петербург" не только как федеральной информационно-вещательной структурой, но прежде всего как СМИ, которое работает для города и горожан".