ВАМ СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЛИ КРЫШУ ПОЧИНИТЬ?
Тема круглого стола в редакции "НВ" - "Кто такой депутат - законодатель, политик или народный заступник?" - родилась не случайно. Не за горами выборы в Законодательное собрание, и в который уже раз избиратели окажутся перед нелегким выбором: за кого голосовать? За кандидата, который обещает принять необходимые законы, за хозяйственника, за борца за светлое будущее или за того, кто отоварит их крупой на все время избирательной кампании? <br>О том, кем себя считают нынешние народные избранники, мы беседуем с депутатами ЗС Владимиром Гольманом (объединение депутатов "Союз"), Юрием Гладковым (фракция СПС), Виталием Калининым (фракция "Законность") и Константином Сухенко (фракция "Единство. Санкт-петербург")
МЫ НЕ НАЧАЛЬНИКИ, А ЗАСТУПНИКИ
- Когда мы опубликовали анонс нашего круглого стола, на редакцию обрушился шквал звонков читателей. Но, надо признаться, что вопросов, прямо касающихся темы встречи, было не так уж и много. Людей больше волновали конкретные проблемы - когда починят крышу, когда уберут улицу, заменят кран и т. д. Казалось бы, сами поводы для звонков - ответ на вопрос: кто сегодня депутат - народный заступник, социальный работник, политик или законодатель?
Юрий Гладков: - Я думаю, вопрос в менталитете населения, во взгляде на депутата, который очень живуч у горожан. Мало кто верит, что наши законы работают. Да и само слово "закон" не очень-то кого греет. В России никогда право не работало так, чтобы, допустим, хороший закон появился и жить сразу стало лучше. Мы привыкли надеяться только на конкретные дела, на конкретного начальника. Депутат ЗС в основном должен заниматься законотворческой работой, и поэтому депутаты должны быть прежде всего профессионалами-юристами. Но эта мысль еще не вошла в умы избирателей. Сегодня так, к сожалению, думают многие избиратели. Вот ты депутат, значит, почини мне крышу, поставь замок... Это ментальность, которую надо менять.
- Мы уже второй десяток лет живем в демократическом обществе, а избиратель все еще не дорос до цивилизованного понимания депутатской работы. Что же делать, чтобы он как-то "дотянулся", как говорят в школе?
Ю. Г.: - Ментальность меняется не за 10 лет. И не надо надеяться, что за следующие 10 лет ситуация сильно изменится. Это очень долгая работа.
Константин Сухенко: - В отличие от советского времени, когда плохие или хорошие, но были Советы, когда плохие или хорошие, но были обкомы партии, человеку, недовольному деятельностью исполнительной власти, было к кому идти. А сегодня мы - последняя надежда избирателей найти хоть какую-то помощь. Больше некуда идти.
- Но ведь, начиная с предвыборных кампаний, сами депутаты порождают это, грубо говоря, "избирательское иждивенчество"? Известно, что один из способов уговорить голосовать за себя - раздача всяких пайков, круп... И обещают кандидаты очень конкретные вещи - починить пресловутую крышу и повысить пенсии. Чего же после этого пенять на население?
Ю. Г.: - Избиратели делятся на 2 категории - те, кто может голосовать, и те, кто ходит голосовать. Ходят голосовать в основном люди пожилого возраста. Их ментальность изменить уже невозможно. Они так и будут ориентироваться на старые системы ценностей, более того, из-за возраста их интересует прежде всего сегодняшний результат, им нужна помощь именно сегодня. Поэтому тот, кто хочет быть выбранным, вынужден заниматься подобными вещами. Надо помогать людям сейчас, а у депутата возможностей мало - в основном текущие вопросы жителей зависят от чиновников.
Виталий Калинин: - У кого все решено - не звонят. Звонят те, кому больно. По большому счету - это глас вопиющего. А кому звонить? Чиновнику - вдруг поможет. И ведь депутат помогает. В 60 - 70% случаев благодаря обращениям депутатов что-то сдвигается с мертвой точки.
Кстати, насчет пайков. Ни одно политическое движение не раздавало крупу, деньги, не подписывало договора. В основном этим занимались так называемые независимые кандидаты. Ведь политическую партию можно привлечь к судебной ответственности и снять кандидата с выборов. Поэтому мы и движемся в сторону партийной системы голосования. Так легче работать нам, депутатам, а избирателям легче понимать, кто же перед ними.
Владимир Гольман: - Народ у нас в депутате видит прежде всего начальника - таков менталитет. Неважно, что ты не губернатор и не глава администрации, к тебе обращаются с насущным вопросом, который требует разрешения. Волей-неволей депутаты втягиваются в этот процесс. Многие вопросы мы можем решить и решаем. Депутату легче добиться чего-то, чем обыкновенному жителю города, которому просто не достучаться до исполнительной власти.
А что до менталитета, то первая конституция в Англии была принята в 1215 году - прошло "всего-навсего" 800 лет!
Я не согласен с Юрием Павловичем вот в каком вопросе. Все парламенты сначала были парламентами экономистов: они создали экономическую базу, научив государство зарабатывать. А наши демократы сразу захотели стать политиками, забыв, что сперва надо создать экономическую базу и только потом переходить к парламенту юристов.
- Юрий Павлович, вы довольно грустно говорили о пожилых людях и назвали возрастную планку - 55 лет. Но пенсионерка, которой сейчас 55, 10 лет назад стояла на всех демократических митингах! Это наша интеллигенция, которая голосует. Зачем говорить о ментальности, которую нельзя изменить?
Ю. Г.: - Да, интеллигент меняется, но не в лучшую сторону. Меняется возраст, а условия жизни человека этой категории не улучшаются. Многие остаются невостребованными, теряют опору.
К. С.: - Надо не забывать вот о чем. Юристы? Да, юристы. Политики? Да, политики. Заступники? Да, заступники. Но есть, наверное, ключевой момент работы депутата. Нас жители конкретной территории избрали полномочными представителями. Мы представляем в ЗС не самих себя, а сто тысяч человек, которые живут в нашем округе и у которых туча проблем. Одна из основных функций депутата - при принятии городского бюджета лоббировать интересы своей территории. Избиратели должны смотреть, сколько денег смог привлечь депутат в свой округ и насколько актуальные проблемы им решены.
В. К.: - Не дай Бог нам растаскивать бюджет на 50 частей! Первая задача - это наполнение бюджета и принятие законов, которые наполняют бюджет. Когда к нам на прием пошли малоимущие жители с проблемами газовых колонок и газовых плит (а эти проблемы связаны с безопасностью жилища), мы приняли соответствующий закон. Обязали городскую администрацию ежегодно выделять в бюджете на это деньги. И потихонечку эта проблема становится меньше. Так же мы поступили с лифтами.
- А в чем выражается то, что проблему решили? Нам звонили десятки читателей, которые по-прежнему мучаются с теми же лифтами.
В. К.: - Закон принят, средства выделены в бюджете.
- Но лифты-то не работают!
В. К.: - Значит, администрация конкретного района не поворачивается. Но одно дело, когда лифт встал и денег на ремонт вообще нет, другое - когда они выделены в бюджете, а значит - существуют.
Ю. Г.: - Я бы хотел добавить о сложностях. Средств, для того чтобы закон эффективно работал, крайне мало. Здесь, конечно, законом все не решить, здесь речь идет о том, чтобы провести реформу жилищно-коммунального хозяйства.
Я ЧУТЬ-ЧУТЬ С ВАМИ НЕ СОГЛАСЕН. НИКАКОЙ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ НЕТ
- Вот мы и подошли к теме, которая больше всего беспокоит горожан. За последние годы квартплата увеличилась во много раз, но никто в городе, ни один человек, не заметил, что жилищно-коммунальные службы стали работать лучше. Многие жалуются, что стало даже хуже. На улицах грязь, лестницы подметаются раз в месяц, перебои с водой и отоплением стали повсеместным явлением. Кстати, многие из депутатов, и в частности Виталий Анатольевич Калинин, шли на выборы под лозунгом "Контролируем жилищно-коммунальную реформу".
В. К.: - Надо дать людям деньги, чтобы они все делали сами.
- Позвольте, не всякий согласится мыть загаженные лестницы.
В. К.: - Есть и другая возможность. Жилищная сфера - это хороший бизнес. Если будут деньги (не за счет дополнительной платы, а за счет ее перераспределения), будет конкуренция, будет и бизнес. Ведь квартплата у нас в городе собирается почти полностью, и это, поверьте мне, сумасшедшие доходы. Но жилищная сфера - единственная, где нет рыночной экономики. Куда уходят живые деньги, которые платят люди? До РЭУ доходит примерно 40%. А где остальные? Такое впечатление, что они тратятся на совершенно другие нужды. Дело в том, что квартплата - это не доход в бюджет, она в нем фактически не учитывается. Получается, что услуги люди оплачивают, но не получают их. Оплаченная услуга должна быть предоставлена, нельзя ее заменить на воздушные шарики! Или даже на очень нужную технику для уборки улиц. Это такая же чушь, как заплатить за хлеб и уйти без него...
В. Г.: - Я чуть-чуть с вами не согласен. Никакой жилищной реформы нет. Это все фикция.
В. А.: - Согласен! Но она была заявлена.
- Так что же мы тогда контролируем?
В. Г.: - Губернатор неплохо знает городское хозяйство и потому решил, что эту проблему он одолеет мимоходом. Были созданы РЖА вместо ПРЭУ, которые были настоящими жилконторами, РЖА должны были аккумулировать деньги и найти подрядчиков, которые бы и эксплуатировали наши дома. Ничего этого не произошло. Большая часть домов осталась в итоге бесхозной - старую систему дворников, электриков, сантехников развалили.
Вторая проблема в том, что даже имеющиеся деньги жилконтора не заинтересована брать. РЖА привыкла ничего не делать, зарплата идет, премии выплачиваются и так.
Я много лет занимаюсь строительством и вижу - жилищная система не работает. Мы все время повышаем тарифы. Если бы все эти деньги в полном объеме (около $200 млн) губернатор один раз отдал нам, больше не надо было бы повышать тарифы. Как быть, если цены на энергетические ресурсы продолжат расти? Применять энергосберегающие технологии! Немедленно поменять все окна в городе на стеклопакеты. Через это прошла вся Европа. Надо утеплить все крыши, осушить подвалы. Если тепловизором посмотреть на наш город, на центр в особенности - то он похож на огнедышащий вулкан. Все тепло уходит с крыш вверх, все теплотрассы текут. Надо "латать" квартал за кварталом. А губернатор считает, что если проблему не решить, то ею вообще не надо заниматься.
В. К.: - РЭУ должно не зарплату получать, а зарабатывать деньги в полном смысле слова, бороться за них. А у нас есть места, где вообще никогда не убирают, это ничейные территории. Губернатор поднимает свой авторитет на другом - на больших стройках, на пешеходных зонах. Людям нравится, что что-то делается в городе. Следующий этап - вершить не большие дела, а решать конкретные проблемы, ту же жилищно-коммунальную реформу. Но пока не будет собственников у домов, пока люди не будут нанимать своего управленца, ничего не будет.
К. С.: - Городу не хватает хорошего менеджмента. А жилищно-коммунальная реформа - это работа с деньгами. Деньги поздно доходят, в результате асфальт кладут на мокрый снег.
В. К.: - Вот наш сосед Финляндия. Сколько там местных самоуправлений с бюджетами, сколько городов с бюджетами! Если наш город поделить на районы, у которых были собственные бюджеты, деньги проходили б гораздо легче. Управлять районом легче, чем пятимиллионным городом. Когда в 1993 году ликвидировали Советы с районными бюджетами, собираемость налогов в районах сократилась на 15% - потому что одно дело, когда ты деньги собираешь для себя, другое - когда отдаешь "в закрома родины".
- Хотелось бы вернуться к вопросу о доходной части бюджета - ведь без ее увеличения при любой экономии средств городу будет трудно. Ведь в последнее время город не очень хорошо развивается на фоне других субъектов Северо-Запада, скоро они нас обгонят. Как это контролируют депутаты на законодательном уровне?
В. К.: - Я видел в Шанхае, что такое свободная экономическая зона. Есть закон, где определено, какая промышленность нужна Китаю. Всем инвесторам в этих областях экономики даны льготы: вы вкладываете деньги, строите свой завод на нашей территории не более чем за 5 лет, не платите налоги 3 года, еще 2 года платите только половину. Но при этом государство получает современную промышленность, рабочие места, подоходный налог - все это развивает экономику. Нам сейчас навязывают "свободную" Пулковскую зону, которую мы должны освободить от части налогов в бюджет города. Говорят, это нужно для развития Пулково как аэропорта. Но там и так выгодная территория, туда и так уже идут инвестиции. Возможно, в этой зоне мы получим какие-то дополнительные инвестиции, а может, и нет. Вот в китайском варианте деньги идут наверняка.
- Получается, что лучшие правила игры в той же Ленобласти.
В. А.: - Если предприятия уходят в Ленобласть, на границу с городом, бегут из него, значит, там лучше условия для инвестиций.
К. С.: - Инвестиционный климат складывается не только из льгот. На стоимость создания бизнеса в регионе влияет еще и структура управления городом. В Петербурге инвесторы проходят бесчисленные круги чиновников, и каждый считает деньги в его кармане. Сколько говорилось о том, что в городе ведется напряженная работа по созданию единого инвестиционного окна. Где это окно? Ведь вице-губернатор по инвестициям... Все попытки заговорить об этом наталкиваются на бравурные отчеты о том, что у нас миллиард сто миллионов за прошлый год! Между прочим, из них 800 миллионов - кредиты, что уж вовсе не инвестиции.
Ю. Г.: - Возвращаясь к основной теме нашей встречи - жилищно-коммунальному хозяйству, хочу сказать, что рыночную систему в этой области построить можно, и в Европе она уже построена. Старую систему у нас разрушили, а новой не стало - реформы остановились на полпути, смелости губернатору не хватило, в результате стало хуже, чем было. Сейчас за жилищно-коммунальную реформу взялся президент Путин. Главное в его концепции: денег, которые собирают у населения, достаточно, чтобы нормально оказывать жилищные услуги. Деньги же уходят неизвестно куда. И никто не знает, сколько надо платить. Может, мы уже платим 100%. Чтобы запустить механизм, нужна только политическая воля и специалисты.
В ходе избирательной кампании по выборам действующего состава Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 1998 году социологи выяснили, что 48% избирателей видели в депутате прежде всего ходатая по делам избирателей, 28% считали, что депутат должен в равной мере заниматься как заботами округа, так и принятием законов для города в целом, а 15% признавали законотворчество основным в работе депутата (9% затруднились ответить на вопрос).
ИФ "КРОНА КОРСИНТО" (ВЫБОРКА 800 ЧЕЛОВЕК).