ПРАВО НА РАВНОЕ ВОЗМЕЗДИЕ
Как это ни прискорбно, но вынуждена признать: теряет былую легкость Эдсон Арантес до Насименто. Вот, к примеру, возжаждал он поработать маршалом финиша на Grande Premio do Brasil. И кто же до Насименто откажет - король как-никак. Выдали ему клетчатый флажок и повели на рабочее место. Но то ли разговение после пасхального поста оказалось слишком обильным, то ли припозднился с выходом на позицию трехкратный чемпион мира, но добираться до маршальского пункта пришлось не степенным монаршим шагом, а, как какому-то дилетанту, бегом трусцой. Вот так и получилось, что ни победитель бразильского автопаломничества, ни финишировавший следом родственник наглядного уведомления о завершении гонки не получили. Пришлось Шумахеру-Sr связываться по радио с боксами, дабы узнать, что же делать с Шумахером-Jr: держать ли его и дальше, или пусть обгоняет?
А что же Пеле? Он исправился, благо времени для этого было достаточно - замкнувшему подиум Култхарду братья привезли почти минуту. А во избежание гипотетических конфузов Эдсон Арантес до Насименто просто вывесил клетчатое полотнище - сил держать его, видно, совсем не осталось, - как выбрасывают флаг о капитуляции.
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
Страстная христианская и иудейская неделя оказалась таковой во всех отношениях. Пока гражданское население празднично суетилось в ожидании Светлого воскресения, титулярные пилоты, а также сочувствующие и примкнувшие проявляли активность совсем по другому поводу, предпочитая величественному звучанию органа трескотню десятицилиндровых моторов.
Кстати, последней Сан-Паулу досталось по полной программе - впервые в страну, где много диких обезьян, прикатила международная Formula 3000. Бразилия стала единственной неевропейской страной, куда нагрянула младшая формула, не случайно - здесь уже достаточное время проводился чемпионат Formula Durango, подвижной состав которой по своим техническим параметрам аналогичен автопарку F3000. Однако возьму на себя смелость предположить, что, если бы последняя не подавалась в одном флаконе с Formula 1, интерес к ней был бы не велик. Уважая симпатии бразильцев, не стану останавливаться на ней и я.
А конюшни королевского класса начали собираться в Сан-Паулу уже в прошлый понедельник. Не покривлю душой, сказав, что с grand нетерпением, особенно в стане Williams и McLaren, ожидалось прибытие F2002. Их худшие опасения оправдались уже на утренней свободной практике в пятницу, когда новобранка (читай - Михаэль Шумахер) показала лучшее время. Не очень успокоило золотоискателей 5-е место немца на дневной сессии - ведь потеря времени была обусловлена банальным разворотом. Как приговора ждали квалификацию.
Она проходила по знакомому до слез сценарию. Правда, с одним существенным отступлением качественного характера - впервые за долгое время Михаэль Шумахер ни разу не абонировал промежуточную pole position, а его отставание в итоговом протоколе от показавшего лучшее время Хуана Пабло Монтойи выглядело не то чтобы уж очень внушительно - более 0,12 секунды, - но говорило о том, что "есть еще над чем поработать". Тем не менее сам Михаэль признаков уныния не проявлял, равно как и Ральф, квалифицировавшийся третьим. Далее расположились Култхард, скорректировавший свою задачу в Бразилии попаданием в очки, и Райкконен, чем, вероятно, все-таки порадовали Рона Дэнниса, а за ними также кучно угнездились Трулли и Баттон, доставив меньшее удовольствие Флавио Бриаторе: декларация Renault о 4-м месте в чемпионате после двух (а теперь уже трех) этапов не представляется пустой.
Справедливости ради следует признать, что теоретически места на старте последней четверки могли бы быть и пониже, не поторопись Баррикелло на утреннем warm-up, за что с него априори сняли лучший хронометражный круг. Это наказание выбило из колеи бразильца, обещавшего победу на родине, ведь "дом моей бабушки находился напротив трассы, мы из окна наблюдали все Гран-при на Интерлагосе, а когда у Марио Андретти сорвало колесо, побежали и нашли его. Оно еще до сих пор лежит у нас во дворе".
Из остальных результатов внимания заслуживают 11-е и 13-е места Педро де ла Росы и Эдди Ирвина - непривычно высокие для Jaguar - и стабильное попадание в десятку TF12 Мики Сало. Что же до самого GP do Brasil, то его старт ожидался с большим нетерпением - ведь на 1-й линии, как и пару недель назад, стояли Хуан Пабло Монтойя и Михаэль Шумахер. На сей раз - в обратном порядке.
ПОДСТАВЛЯТЬСЯ ПОДАНО
Предчувствия не обманули не чуждую формульных утех публику. Можно сказать, что Монтойя и Шумахер стартовали одинаково хорошо, а можно - одинаково плохо. Колумбиец быстрее вошел в 1-й поворот, но очень широко - в следующий. Чем и не преминул воспользоваться немец. Их спор разрешился в 4-й шикане, когда Монтойя, потеряв хладнокровие, кинулся наверстывать упущенное. "После старта я совершил ошибку, что позволило Михаэлю пройти меня. Потом я попытался снова обогнать его, но он перекрестил траекторию и разбил мне спойлер". Ну, что касается того, кто и что кому разбил, - вопрос риторический. Маневр Шумахера к категории non grata не причислен, на чем сразу после гонки настаивал Монтойя, требуя jus talionis - права на равное возмездие. "Почему в Малайзии меня в точно такой же ситуации наказали, а его нет?" Однако глас вопиющего Пабло услышан не был - да и инциденты, в которые дважды за две недели оказались втянуты Михаэль и Хуан, между нами, были разные. Здесь, если угодно, четырехкратный чемпион мира преподал мастер-класс, как следует подставляться, соблюдая гоночный катехизис, и без последствий для себя. "Мне не совсем понятны претензии Хуана, ведь он был сзади и должен бы лучше контролировать ситуацию. Его удар я даже не почувствовал, на машине это никак не отразилось", - что можно возразить Михаэлю?
Теперь настала очередь Монтойи с помятой мордашкой добираться до боксов, а его оппонент возглавил гонку, на каждом круге привозя секунду оказавшемуся на 2-м месте Ральфу. Однако наиболее резвым на этом этапе оказался Баррикелло, за 13 кругов пробившийся с 5-го места на 1-е. Нужно сказать, что ни Баттон, ни Трулли, ни братья Шумахеры, которых последовательно проходил бразилец, препятствий ему не чинили, с большой долей вероятности предвидя лишний pit stop Рубенса. Тот продолжал штамповать лучшее время, пока на 16-м круге на его F2001 не отказала гидравлика.
После схода Баррикелло попытку достать родственника предпринял Ральф, однако до ходки Михаэля в боксы между ними сохранялась дистанция в 6-8 секунд. А за их спинами наиболее любопытным представлялось выяснение отношений между пилотами Renault и McLaren. Култхард, на 13-м круге пройдя Баттона, на 19-м подсел на колесо Трулли, предоставив своему одноклубнику почетную обязанность разбираться с англичанином. Вряд ли бы их противостояние разрешили механики - к большому сожалению для итальянцев и французов, на 60-м круге Ярно подвел двигатель. Вероятно, слабым утешением для них стал сход Кими Райкконена (67), на МР4/17 которого развалилась ступица заднего колеса.
По одной и той же причине - обрыв задней штанги - покинули гонку обе Arrows, что должно весьма насторожить Тома Уолкиншоу.
ЛЮДЯМ НАДО ВЕРИТЬ
Тем временем в верхах все текло, но ничего не изменялось. После своей ходки в боксы на 45-м круге Ральф вскоре почти вплотную подошел к Михаэлю, и такой парой они проходили до финиша. "Не скажу, что я был медленнее, но я не смог подойти к Михаэлю так, чтобы начать атаку, поэтому я ждал его ошибки. Это была очень хорошая гонка, но обещаю: то, что мне не удалось сейчас, я восполню в следующий раз". Действительно, последние 20 кругов Шумахер-Jr с немецкой точностью повторял траекторию Шумахера-Sr, тот же, в свою очередь, "знал, что единственный шанс Ральфа - 1-й поворот", на подступах к которому и старался максимально дистанцироваться от брата.
Коротко об остальных. На последних кругах бой за 4-е место Монтойя попытался навязать Баттону. Однако Дженсон не дрогнул, что, вероятно, огорчило Хуана, - ведь пока в Williams он занимает место именно Баттона, и GP do Brasil может укрепить Патрика Хэдда в патриотических предпочтениях. Как и в квалификации, отмечу 7-е и 8-е места Jaguar, хотя с оптимистичными прогнозами торопиться не стоит.
Итак, Михаэль одержал 2-ю победу в нынешнем чемпионате, 55-ю - в карьере и в 100-й раз взошел на подиум. Неплохая статистика. И небольшой комментарий к ней Рона Дэнниса: "Ferrari и Михаэль заслужили эту победу. Как говорится, краткость сестра таланта. А вот Сэм Михаэль, глава инженерного корпуса Williams, говоря о том, что их команда провела "очень хорошую гонку, но Шумахер оказался сильнее", досадовал, что Scuderia для своего numero uno не предусмотрела второй pit stop. Впрочем, что же на Ferrari пенять - она еще в субботу предупреждала, что Михаэль поедет с одним сервисом. Но ей не поверили, а зря.