ЗМЕЙ БЫЛ ХИТРЕЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ПОЛЕВЫХ
Витражи сродни музыке. Их не всегда удается рассмотреть и осмыслить, но они превращают любое самое унылое пространство в сказку. Цветные пятна на полу готических церквей, высокие цветные окна, певучие цветные молитвы - среди них человек чувствует себя одним из стеклышек огромного калейдоскопа, частью непостижимого целого, соучастником создателя прозрачных картинок.
Впрочем, это в идеале. То есть в тщательно продуманном и насквозь символичном старинном храме. А в соборе Зимнего дворца все выглядит совершенно иначе. Пятнадцать отреставрированных специалистами Эрмитажа витражей из немецкой церкви Девы Марии (Мариенкирхе) скромно мерцают на ширме, почти не претендуя на окружающую их непривычную среду. Обстановка не может заглушить звенящую в них музыку, но и не позволяет им изменять себя. Они похожи на больших бабочек с ослепительно голубыми и зелеными крыльями (почему-то именно эти цвета в лучах подсветки кажутся особенно чистыми). Они напоминают хрупкие экзотические цветы. Они предпочитают умалчивать о драматичных сюжетах, обрисованных старинными мастерами в столь свежих тонах.
И не случайно. Ведь, как известно, змей был хитрее всех зверей полевых. И умел при случае прельстить наших предков миловидностью. Между тем часть витражей (пять из пятнадцати) посвящены его проделкам. Во-первых, это собственно "Грехопадение" - момент совращения первых человеков на фоне райских кущ. Во-вторых, похождения Антихриста - сюжет очень редкий. В витражном исполнении - единственный, а потому особенно интересный.
Истории лжемессии в Мариенкирхе было посвящено целое окно (одно из трех, украшенных старинными витражами). На выставке оно представлено четырьмя сюжетами - "Рождение Антихриста", "Антихрист переводит иудеев через воды", "Антихрист проповедует во храме", "Превращение камней в хлебы". То есть житие врага человеческого строится по аналогии с житием Спасителя. Вот только из-за плеча Антихриста то и дело высовывается лохматый и рогатый (не к ночи будь помянут) зверек. На нем, естественно, просматриваются копыта и хвост. А вокруг безмятежно расцветают звонкие краски старинного стекла.
Как и вокруг не менее драматичных сюжетов других фрагментов - "Распятия", "Несения креста", "Ноева ковчега". Первое окно было заполнено историями из Книги Бытия - от сотворения мира до опьянения Ноя. Второе - параллельными сюжетами Нового и Ветхого заветов (жертвоприношение Авраама и распятие, Самсон, разрывающий пасть льва, и сошествие во ад, сбор манны небесной и Тайная вечеря). Но независимо от пафоса происходящего его стеклянное отражение остается одинаково звонким и ясным.
Интересно, что по такому же принципу строятся картины Босха - восхитительно яркие, изящные издали, но населенные самыми умопомрачительными монстриками. И старинные храмы, в которых очаровательные растительные орнаменты парадоксально соседствуют со сценами мучений. Вероятно, в этом единстве противоположностей отразилась мудрость Средневековья, несправедливо именуемого темным. Жизнь прекрасна и кошмарна в одно и то же время. И с этим не стоит спорить. Нужно только никогда не терять странную способность видеть красоту. Даже сквозь страх и боль.