ЛЮДИ И ЗВЕРИ ПОЧУЮТ ЗАПАХ ПИЩИ
Иван Корнеев не вернется на должность директора зоопарка. Такое мнение на встрече с сотрудниками многострадального учреждения высказала вице-губернатор Анна Маркова. Напомним, что бывший директор "звериного царства" оспаривает законность своего увольнения: ожидается, что 11 апреля суд продолжит слушание дела по его иску к городской администрации. В свете этого заявление высокопоставленной представительницы администрации звучит достаточно двусмысленно. "Человеку со стороны", не знакомому с нашими реалиями, может показаться, что исполнительная власть давит на суд или заранее объявляет, что не будет считаться с его решениями. На самом же деле все значительно проще...
"Смольный очень хочет, чтобы я отказался от иска: подобные предложения мне передавали неоднократно. Судя по всему, там понимают, что закон - на моей стороне, - говорит Иван Владиславович. - Но и я в свой черед понимаю, что работать мне не дадут. Из государственного учреждения зоопарк превратился в государственное унитарное предприятие: это означает, что автоматически меня никто не восстановит, нужно подавать еще один иск и доказывать, что речь идет о том же самом зоологическом парке. Даже если суд его удовлетворит, а, по мнению юристов, такой исход вполне вероятен, они придумают что-нибудь еще. В общем, много шансов, что все это затянется на годы: понятно, что подобная перспектива меня не вдохновляет..."
Правда, перемены, происходящие при новом руководстве, тоже никого не могут вдохновить. Меняя форму собственности зоопарка, администрация заодно выбросила из его названия слово "Ленинградский". С точки зрения как Корнеева, так и оставшихся в "зверином царстве" сотрудников, это глубоко символично. "Вы не представляете, каких трудов мне стоило сохранить в названии учреждения слово "Ленинградский", - рассказывает экс-директор. - Но мы добились этого, считая необходимым подчеркнуть, каких традиций намерены придерживаться. Потому что Ленинградский зоопарк был учреждением в высшей степени профессиональным, в отличие от Санкт-Петербургского, который в 1908-1909 годах считался... одним из самых злачных мест российской столицы. На территории сада работал ресторан "Зоология", и все газеты возмущались. Было не вполне ясно, что при чем существует: ресторан при зверинце или зверинец при ресторане. Сам зоологический сад был частным, он переходил из рук в руки, временами дело доходило до жестоких "разборок" между владельцами. "Крайними" же оказывались звери, умиравшие от голода. А сотрудники Ленинградского зоопарка сохранили коллекцию животных во время блокады - случай уникальный - и сумели быстро восстановить парк после войны".
Анна Маркова, как, впрочем, и другие обитатели Смольного, вряд ли об этом слышала. В противном случае она бы трижды подумала, как отвечать на вопросы о том, почему директорствовать зоопарком присылают неспециалистов. "При социализме назначали людей с производства, - заявила она. - И это были замечательные управленцы. У кого из них было профильное образование? Да вообще были без образования, но делали все правильно". За непрофессиональные распоряжения последнего по времени руководителя Ольги Чесновой (однокурсницы сына губернатора, пробывшей на посту аж 44 дня и неожиданно отбывшей в отпуск по уходу за ребенком) звериное царство уже поплатилось: после того как были срезаны доплаты, из зоопарка стали уходить рабочие, а закрытие лектория лишило парк источника дохода... Впрочем, по мнению пессимистов, это еще "цветочки".
"Нет, разумеется, они не объявят о закрытии зоопарка, ведь в скандале никто не заинтересован, - убежден Корнеев. - По всей видимости, сейчас начнется сдача в аренду пустующих кусков территории, например того, где мы планировали возвести слоновник или террариум. При этом неспециалисты вряд ли станут задумываться о том, какое воздействие на животных окажут, например, запахи пищи или шум. Произойдет то, чего мы старались избежать всеми силами: внедрение "серьезного бизнеса", с которым трудно будет спорить...". По словам экс-директора, руководство зоопарка стремилось к тому, чтобы он был доступен для людей любого достатка. Чтобы избавить не вполне обеспеченных родителей от необходимости вести детей через парк - и зону развлечений, - в зоопарке открыли второй вход. Но, замечает Иван Владиславович, найдется немало людей, заинтересованных в том, чтобы, погуляв с чадом в зоопарке, зайти в хороший ресторан. Название "Зоология" напрашивается само собой...
Впрочем, судьба "звериного царства" еще не решена. Впереди процедура ликвидации государственного учреждения, в ходе которой все сотрудники будут уволены. Далее появится ГУП - государственное унитарное предприятие. "Нам объясняли, что, зарабатывая деньги, мы нарушаем все возможные законы, и единственный выход - это смена формы собственности, - рассказывали корреспонденту "НВ". - Но необходимость в заработках возникла не от хорошей жизни: город покрывает лишь 40 процентов наших расходов. Будет ли он помогать зоопарку после того, как он станет ГУПом, не вполне ясно, а перейти на самоокупаемость мы не сможем, тем более что после смены формы собственности налоги возрастут в разы. Ряд независимых юристов, к которым мы обращались, говорят, что дело может кончиться тем, что нас подведут под банкротство". Впрочем, вчера на совещании в Смольном чиновники в один голос убеждали сотрудников зоопарка, что опасения необоснованны и город заинтересован в процветании их предприятия.
Разговор продолжался три часа. Все городские руководители, принимавшие в нем участие, проявляли предельную доброжелательность. Даже пообещали сохранить в новом названии слово "Ленинградский". "Хотелось бы верить, что они были искренни", - говорили "зоопарковцы". Звери, которых в Смольный не пригласили, тоже на это надеются. Ведь судьба банкротов, из милости пригретых модным рестораном, - далеко не самая завидная...
Справка
Губернатор Петербурга "точит зуб" на ГУПы уже давно. Еще в прошлом году он неоднократно заявлял, что госпредприятия, не приносящие прибыли в бюджет, должны быть закрыты. За исключением, - уточнял Владимир Яковлев, - тех, чья деятельность носит социальную направленность (к примеру, "ТЭК Санкт-Петербурга", "Пассажиравтотранс", "Горэлектротранс" и т. д.). Не так давно Законодательное собрание Петербурга приняло в новой редакции региональный закон о ГУПах. Согласно поправкам, предложенным губернатором, в новой редакции из закона исключено положение, определяющее порядок и условия назначения руководителей ГУПов. В соответствии с законом, если ГУП не приносит городу прибыли от своей деятельности, оно подлежат ликвидации или реорганизации. В этом позиция городских властей совпадает с положениями проекта федерального закона о ГУПах, находящегося на рассмотрении в Госдуме. Порочность принципа, заложенного в законодательство еще в пору создания ГУПов, заключается в следующем. Государственная собственность передавалась им в хозяйственное ведение (фактически бесплатное распоряжение). В результате ГУП занимается коммерческой деятельностью, эксплуатируя при этом государственную собственность. Подавляющее большинство ГУПов не дает поступлений в городской бюджет, у многих расходы превышают доходы. У государства Российского сегодня более 11 тыс. унитарных предприятий. Предполагается, что из них будут выделены те, кто выполняет социальные или оборонные программы, - остальные, по всей видимости, будут приватизированы. По расчетам Минэкономразвития из 11 тыс. ГУПов останется около 1,5 тыс. социально необходимых казенных предприятий.