В 2015 ГОДУ ЗАРПЛАТА БУДЕТ ТРИ ДОЛЛАРА В ЧАС?

Вчера на совместном заседании Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при полпреде президента в СЗФО и Координационного совета ассоциации экономического взаимодействия "Северо-Запад" была принята за основу Стратегия социально-экономического развития округа на период до 2015 года. Согласно расчетам специалистов, Северо-Запад ожидает небывалый экономический подъем, а население - повышение качества жизни.

В заседании принимали участие руководители субъектов Федерации, крупных промышленных предприятий, экономические эксперты, ученые, представители федеральных властей. В целом Стратегия представляет собой фундаментальный труд - пятьсот страниц не считая приложений, поэтому в целом он будет принят только после всестороннего обсуждения, ориентировочно - в начале лета 2002 года. Но поскольку большинство присутствующих в основном ознакомилось с ним в ходе работы, его содержание не было новостью, и дискуссия шла на профессиональном уровне. Исключение составил, пожалуй, только псковский губернатор Евгений Михайлов, честно признавшийся, что ознакомиться с текстом Стратегии не успел, и призвавший поднимать благосостояние населения путем снижения акцизов на водку... Проект Стратегии предлагает принципиально новый подход к региональной политике. Во-первых, это постепенный уход от патернализма, то есть от системы федеральных трансфертов. Во-вторых, упор делается на формирование механизма саморазвития территорий, то есть на эффективное использование природных ресурсов, экономического, социального и кадрового потенциала регионов. И в-третьих, это создание правовых и организационных условий, направленных на экономическое взаимодействие субъектов Северо-Запада. Собственно говоря, ничего революционного в этих предложениях нет. Однако то, что они приняты на уровне федерального округа, придает им новое звучание. Ведь до недавнего времени был слышен в основном голос противников самостоятельного социально-экономического развития субъектов Федерации. Причем противники приводили в основном политические аргументы, упирая на опасность развала государства. В то время как, наоборот, большая экономическая самостоятельность регионов предполагает укрепление экономических связей между ними. В этом смысле как нельзя более актуально прозвучало предложение о перераспределении доли налогов от федерального бюджета к региональным. Ведь ни для кого не секрет, что в 2000 году доля федерального бюджета в налоговых поступлениях составляла 54 процента, в 2001 году - 59, а в 2002 году по предварительным оценкам она составит 62 процента. В то же время доля расходов региональных бюджетов растет - в том числе благодаря новым федеральным законам. Разработчики Стратегии предлагают вернуть в регионы часть НДС, полностью передать земельный налог, а также решить вопрос с региональной рентой. Ведь 75 процентов поступлений федерального бюджета составляют доходы от эксплуатации природных ресурсов, которые неплохо было бы разделить между регионами. Сегодня серьезной проблемой Северо-Запада является глубокий сдвиг структуры экономики в сторону низкотехнологичных отраслей и сырьевого сектора. Только 20 процентов ВВП Северо-Запада составляет продукция машиностроения, а доля сырья приближается к 40 процентам. Эта проблема носит общефедеральный масштаб, однако преодолевать ее придется непосредственно в регионах. Место различных стран (в том числе и России) в мировом сообществе XXI века определяется качеством человеческих ресурсов - на первое место выходят показатели физического и психического здоровья, интеллекта, образования, профессиональной подготовки и продолжительности жизни. Без развития человеческого фактора невозможно развитие высоких технологий. А для этого необходимо к 2015 году повышение благосостояния хотя бы до минимального уровня цивилизованных стран. В денежном эквиваленте был назван уровень заработной платы 3 доллара в час. Элементарный подсчет при условии восьмичасового рабочего дня и пятидневной рабочей недели дает зарплату 480 долларов в месяц. Будем ли мы получать такую зарплату в ближайшем будущем или нет, зависит в первую очередь от правильности выбранных направлений развития. В частности, предлагается в ближайшие 10 лет развивать сферу высоких технологий за счет добывающей промышленности - разумеется, создав условия для инвестиций в первую очередь, в науку и образование. Роль локомотива в экономическом развитии Северо-Запада должны также сыграть транспорт (в том числе развитие портов) и машиностроительный комплекс. Не последнее место отводится международному сотрудничеству, в частности, в рамках программы "Северное измерение". Однако сама по себе эта программа не отвечает стратегическим интересам Северо-Запада, поскольку закрепляет статус-кво, когда регион является сырьевым придатком своих западных соседей. Сегодня в мире сложилось самодостаточное и в целом замкнутое сообщество наиболее развитых стран, нуждающихся исключительно в сырьевых ресурсах. В связи с этим в ближайшие годы - пока мы не попадем в этот круг избранных - придется рассчитывать в основном на отечественные инвестиции, во всяком случае, в сфере высоких технологий. Внушает оптимизм то, что Северо-Запад, несмотря ни на что, сохранился как единый экономико-политический и социальный регион, в существовании которого заинтересованы в первую очередь входящие в его состав субъекты Федерации.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.