ОНКОЛОГИЯ НА ЗАДВОРКАХ
С тех пор как Кировский завод передал КУГИ свою медсанчасть № 7, нет спокойствия ни среди ее персонала, ни среди жителей района. Первые боятся потерять работу, вторые - практически единственный в районе хороший стационар. Комитет по здравоохранению принял решение передать больницу онкологической службе Петербурга. Потому что распределить пациентов любой реорганизуемой больницы на юге города гораздо легче, чем на севере, где очень мало стационарных медицинских учреждений, или в центре, где проблем с госпитализацией больных тоже достаточно.
- Пациенты отделений терапевтического профиля, гастроэнтерологического и других, за исключением неврологического (это отделение остается в медсанчасти), смогут лечиться в других стационарах. Экстренную помощь им будут оказывать НИИ Скорой помощи, 15-я, 20-я и 26-я больницы, - утверждает Алевтина Фролова, начальник Управления лечебно-профилактической помощи взрослому населению Петербурга комитета по здравоохранению. - Тем более что хирургическое отделение в медсанчасти нередко работало либо в сокращенном объеме, либо вообще временно закрывалось. Плановая госпитализация, как и сегодня, возможна в любом городском стационаре. А вот с онкологической помощью в городе давно уже много неразрешенных проблем, откладывать их решение и дальше нельзя. Что касается персонала, то штат медсанчасти недоукомлектован, все, кто пожелает, смогут трудоустроиться здесь же. Только вот все ли захотят? Работа с онкологическими больными - особенная.
Перенос сроков строительства больницы в Песочном в течение вот уже 15 лет привел к тому, что в специализированных онкоклиниках катастрофически не хватает коек для больных. Поэтому отделения онкологии появляются теперь в непрофильных стационарах или пациентов с диагнозом рак принимают на обычных терапевтических отделениях. "А ведь наших пациентов должны лечить те врачи, для которых это обычная, рутинная работа. Последствия лечения в непрофильном стационаре, когда доктора долго думают, что же делать с таким больным, непоправимы, - говорит главврач городского онкологического диспансера Георгий Манихас. - Вот пример: после лечения рака желудка и ободочной кишки в нашей клинике 80 пациентов из 100 живут более пяти лет, в других стационарах - только 50 больных из 100 продлевают свою жизнь на такой же срок".
Сегодня в городе 1637 онкологических коек на более чем 90 тысяч петербуржцев, страдающих онкологическими заболеваниями. Большая часть из них находится в приспособленных или обветшавших зданиях. Например, больница № 8, построенная в 1841 году, или единственная клиника в Виленском переулке, в которой установлен гамма-аппарат для кобальт-лучевого лечения рака шейки матки, - за стеной клиники находится обычный жилой дом. Кому хочется жить рядом с атомным реактором? Городской диспансер лицензирован только на 300 коек, а еще в 1993 году их было там 400. Спасает федеральное учреждение - Институт онкологии, берет городских жителей на лечение. Специалисты надеются, что обещанное к 2003 году здание онкоотделения на 150 коек в Песочном будет все же достроено, тем более что стены у него уже есть. О том, что когда-нибудь достроят главный корпус, уже и не мечтают - там видны только сваи. Ситуацию, по мнению Манихаса, спасет переезд части диспансера в 600-коечную медсанчасть, в ней планируют создать даже первое реабилитационное отделение, поскольку все условия там есть - физиотерапия, бассейн. Из городских стационаров в
7-ю медсанчасть переведут онкологические отделения, а на их месте будут созданы дефицитные в городе неврологические койки. На Каменном острове, на Березой аллее, останется гинекология и будет создан маммологический центр (сегодня в городе более 2 тысяч женщин состоят на учете маммолога).
В Петербурге самый высокий показатель заболеваемости в сравнении не только с общероссийским, но и Северо-Западным. Женщины чаще всего страдают раком молочной железы и желудка, мужчины - раком предстательной железы и легких. И те и другие одинаково часто заболевают раком ободочной кишки. Онкологи говорят, что не могут повлиять на сам факт заболеваемости, но медикам по силам создать систему профилактики, сделать все возможное для раннего выявления болезни, а значит, и для ее успешного лечения. В США, например, добились снижения заболеваемости раком молочной железы за счет всеобщего маммологического скрининга. У нас в городе есть все условия: для таких обследований уже установлена аппаратура, в одном из городских районов в ближайшее время будет объявлено о начале обследования.