ОПЕРАЦИЯ "ПЫ": ЧИСТОТА ЭКОНОМИИ ИЛИ ЭКОНОМИЯ НА ЧИСТОТЕ?
Весна в Петербурге - это пыль. Пыль, которая была, есть и будет - до тех пор, пока не появится целевая программа по борьбе с ней. О необходимости разработки и принятия таковой говорили вчера в Доме журналиста.
Формальным поводом для встречи стала 4-я международная выставка CleanExpo, которая открывается на днях в Гавани, - с прессой пообщались организаторы и участники мероприятия, представляющего новейшие достижения всемирной "индустрии чистоты". Разговор о выставочных стендах и разделах плавно перетек в беседу о конкретных городских проблемах, и прежде всего о питерской пыли - всепроникающей и "всепокрывающей" - извечной головной боли петербургских властей, строителей, реставраторов и самих горожан. Тем более, что говорили о проблеме "ПЫ" со знанием дела - в Домжуре присутствовали представители фирм, оказывающих услуги по очистке зданий и, в частности, специализирующихся на промывке фасадов. По словам председателя санкт-петербургского Союза реставраторов Олега Брегова, по-настоящему чистых фасадов в северной столице единицы. В том числе на главных улицах: "По весне город буквально утопает в пыли. Эта пыль оседает на дома - какая уж тут чистота..."
Фасады представляют своеобразное лицо улицы - того же Невского проспекта к примеру. "Пройдитесь-ка по главной магистрали. Чумазенькое у нее, мягко говоря, личико. Обиднее всего, что черными стоят и недавно отреставрированные дома - и года не пройдет, как наши усилия сходят на нет".
Причина - в мельчайших частицах песка, вздымаемого в воздух первыми порывами весеннего ветра. К песку примешиваются крупицы соли, которой обильно посыпают дороги и тротуары в зимний период. Эта смесь оседает на стенах - в некоторых местах толщина ее слоя увеличивается за год на несколько миллиметров. При условии, что за фасадом не будут ухаживать - а так чаще всего и происходит.
"Вот уже четвертый год подряд на CleanExpo демонстрируются современные агрегаты, используемые для промывки фасадов во всей Европе, - говорит директор выставки Виктория Козлова. - И четвертый год власти заявляют о необходимости приобретения такой техники для нужд городского хозяйства. Однако дальше заявлений дело не идет - парк "Спецтранса" и других подобных служб не расширяется. Почему? Потому, что соответствующий раздел отсутствует в бюджете - нет нужной строчки, и все".
Согласитесь, что факт удивительный: в Петербурге "юбилейный" аврал, мероприятия по благоустройству территорий проводятся под прямым губернаторским контролем, за предельно короткие сроки в городе, во всяком случае в его историческом центре, должна быть наведена абсолютная чистота. В то же время выделение средств на элементарную операцию по очистке фасадов не предусмотрено. А ведь без этого северная столица никогда не предстанет в долгожданном предпраздничном блеске - ряды грязных домов будут по-прежнему напоминать, по меткому выражению Хазанова, изъеденные кариесом зубы.
Так и будем стесняться собственной улыбки? Исправить ситуацию могут только целевая программа и целевое финансирование. По подсчетам специалистов промывка одного квадратного метра фасада стоит от 2 до 10 долларов - при комплексном подходе и учете российской специфики (например, дешевой рабочей силы) эта цена уменьшается. Имеются к тому же и альтернативные варианты. Тот же московский опыт, например, когда за фасадом здания ухаживает его арендатор. "У Лужкова имеется специальная служба, которая штрафует "неряшливые" организации, - рассказывает Брегов. - Почему бы нам не завести похожие порядки?"
Благо условия для этого имеются - крупные фирмы и компании любят размещать свои офисы в исторических зданиях. Чем ближе к центру - тем престижнее. Однако далеко не все заботятся о внешнем виде своих "резиденций". Что, кстати, не очень понятно - какой-такой престиж, когда вокруг такая грязюка?
А вообще в Москве деньги на промывку фасадов выделяются из бюджета, к работе привлекается специальная техника. Как и в других европейских столицах. Так что на климат пенять нечего - отсутствие пыли в Лондоне, Берлине и Мадриде объясняется не "благоприятными природными условиями", а усилиями тамошних хозяйственных служб. "Нам, конечно, далеко до уровня Берлина, где бюргеры по утрам моют шампунем асфальтовые дорожки у своих подъездов, - вздыхает Козлова. - Но, право, надоело надеяться на одно небо, которое в настоящий момент и заботится о питерской пыли. Пройдет дождь - дышим, нет - задыхаемся... В Европе давно идут искусственные "дожди" - их можно устраивать и у нас".
Примечательно, что ничем таким специальным не отличаются от европейских и питерские фасады. Во всяком случае, современная "индустрия чистоты" предусматривает средства на все случаи жизни - от щадящей промывки и "история" не пострадает, и Питер приобретет свежий, здоровый вид.
Но только при наличии системного подхода. "Иначе нельзя, - утверждает Брегов. - В противном случае город просто пойдет разрозненными "белыми пятнами", которые через считаные месяцы вновь превратятся в черные... Нужна программа - не аврал, а повседневный, планомерный уход".
В той же Европе, кстати, система ухода за фасадами запущена относительно недавно. В Париже, например, всего несколько лет назад. 700 лет французская столица стояла черненькой - теперь стоит беленькой. Нам всего 300 - будем ждать или позаимствуем положительный опыт сегодня?
В прошлом году в Сан-Франциско "отмывали" один из первых 40-этажных небоскребов, облицованный известняковыми плитами. Грандиозная затея обошлась тамошней казне в 2 млн долларов - причем чистили "старичка" не спецсредствами, а обыкновенной водой.
Суммарная длина питерских фасадов исчисляется десятками километров. Стоит ли доводить "лицо города" до такого состояния, когда стоимость очистки старого здания сравняется со стоимостью постройки нового?
Сэкономить на таком будущем не получится.